К 2020 году Франция хочет видеть 10% поездок именно на велосипеде - об этом свидетельствует национальный план действий, обнародованный на прошлой неделе.
Пытаясь увеличить количество велопутешествий от нынешних 3%, правительство утвердило "амбициозный", как они считают, вело-план, который также имеет целью сделать Францию пунктом № 1 для велотуристов.
31 страница этого документа - проект, который "ставит целью обеспечить включение вело движения во все национальные программы". Вот основные цели плана:
- Достичь доли в 10% поездок на велосипеде до 2020 года;
- Стать пунктом № 1 для велотуристов;
- Улучшить инфраструктуру, в частности, создать обязательные вело-гаражи новых конструкций;
- Создать велошляхы вне дороги (так называемые "зеленые пути" - greenways), с 50% увеличение финансирования из госбюджета;
- Внедрить "Правый поворот на красный свет" для велосипедистов;
- Увеличить ежедневное использование велосипедов, в частности, введя налоговые льготы для велосипедистов;
- Улучшить имидж велосипедистов во Франции через коммуникационные мероприятия, координированные на государственном уровне;
- Улучшить соединенность велосипедов и общественного транспорта, в частности, введя комбинированные билеты на общественный транспорт велосипедом;
- Уменьшить кражи велосипедов через "bicycode" схему.
А где же амбиции?
Но Ассоциация французских велосипедистов (The French Bicycle Users Association) считает, что планам правительства не хватает правильного видения.
"Мы счастливы, что правительство наконец приняло официальное решение, но мы разочарованы его недостаточной амбициозностью", - заявил спикер организации.
Во французском городе Страсбург уже сейчас 15% поездок совершаются на велосипеде (sees 15% of trips taken by bicycle), а Брюссельская Хартия ("Charter of Brussels ') Европейской федерации велосипедистов призывает до 15% вело-путешествий во всем Евросоюзе. Следующие по вело-первенство во Франции города - Гренобль и Нанте, где доля путешествий на велосипеде составляет 5-6% от общего количества путешествий. Поэтому стоит спросить, не установило правительство планку слишком низко?
Вместе, Французская ассоциация довольна некоторыми пунктами плана, в частности, партнерство правительства в маркировке велосипедов с целью предотвращения краж - это должно быть воплощено на уровне Евросоюза, считают в Ассоциации.
Французская ассоциация зеленых велошляхив (French Greenways Association) заявила французскому изданию Le Moniteur: "Наконец захватывающий велотуризм признано важным", подчеркнув, что экономические последствия все еще недооцениваются.
Время покажет, станут французы велосипедной нацией, которой они очень хотят быть.
А в Киеве?
Время, в Украине, а именно, в Киеве, вело-планы достаточно амбициозны, но нам не хватает видения, как эти планы внедрять. В частности, в Стратегии развития Киева-2025 указана такая же цель: доля велопутешествий, как для всей Франции - 10% велопутешествий от общей доли транспортных поездок.
Но если во Франции пошли дальше, и предусмотрели другие цели (в частности, создание вело-гаражей, "зеленых путей" и системы предотвращения краж велосипедов), в Киеве об этом даже не думали. Генеральный план Киева, который сейчас разрабатывают, опираясь на стратегию развития Киева, не предусматривает никаких решений и последующих действий, с помощью которых можно достичь тех же 10%. Ведь 10% использования велотранспорта во всех поездках - это значительный шаг для начала. Для сравнения, в достаточно "велосипедизований" Германии такая доля составляет 15-20%. Это означает, что для достижения цели в 10% доли велотранспорта, Киеву необходимо осуществить немало мер для создания и улучшения велосипедной инфраструктуры в городе.
Это должны быть не только меры по реализации "Программы по обустройству велосипедных дорожек в городе Киеве", которым предусмотрено создание 17 велосипедных маршрутов вдоль основных магистралей города. Выполнение только этой программы недостаточно: по предварительным оценкам, внедрение программы повысит использование велосипеда лишь на 2-3%, а не на 10%, как этого хочет Стратегия.
Достичь цели в 10% с нуля возможно, если оборудовать видимой или невидимой велоинфраструктуры каждую улицу, каждый переулок и проход города. Это не обязательно должны быть отделены от путей отдельные велосипедные дорожки: на улицах меньше трафиком целесообразно строить велосипедные полосы рядом с дорогой, а на переулках и улицах с низким трафиком достаточно использовать так называемую «визуальные велоинфраструктуры», улучшив качество асфальта и предоставив велосипедистам приоритет при проезде по таким улицам (с помощью специальных средств уличной инфраструктуры, которые уже исследовали и испытали в Европе, а из украинских городов - во Львове). Создание визуальной и невизуальных велоинфраструктуры предусмотрено в Стратегии развития Киева, но пока не учтено в других мистопланувальних документах, в частности, в Генплане.
Также в Стратегии развития Киева утверждено выполнения проекта пилотной велоинфраструктуры в Дарницком районе (условное название - проект «Старт»). Проект предусматривает обустройство Дарницкого района велоинфраструктуры таким образом, чтобы каждая улица и каждый переулок был пригоден для безопасного и удобного проезда велосипедиста. Одной из целей этого проекта научиться проектировать и строить качественную велоинфраструктуры на примере одного района города, поэтому он должен быть введен до 2015 года.
Вопреки Стратегии развития Киева, в проекте Генерального плана этот проект не предусмотрен в одной части: ни в текстовой, ни в графической.
Возвращаясь к достижению цели 10% велосипедизации, заметим, что внедрение проекта пилотной велоинфраструктуры в Дарницком районе добавит, по предварительным оценкам, максимум 2% велосипедистов, и это будут велосипедисты только в Дарницком районе.
Также в Стратегии развития Киева до 2025 года предусмотрены другие меры по развитию велотранспорта, которые должны увеличить частую велосипедных поездок до 10% в 2025 году. Речь идет о создании перехватывающих велопарковок на транспортных узлах, улиц с приоритетом проезда велосипедистов, интеграции велотранспорта в систему общественного транспорта (возможность перевозки велосипедов и удобные пересадки) и другие.
При условии выполнения всех предусмотренных Стратегией мероприятий, увеличить долю использования велосипедов в городе до 10% возможно.
Таким образом, учет развития велоинфраструктуры (пилотного района до 2015 года и всего Киева до 2025 года) необходимо в Генеральном плане города до 2025 года, ведь речь идет о некоторых, значительные или незначительные, изменения в планировке улиц, при планировании их реконструкции, при создании паспортов улиц и площадей.
Изменение доли использования транспорта в 10% (уменьшение использования автомобилей на 8%, увеличение использования велосипеда на 10%) - это значительное изменение в городском планировании, которое обязательно требует учета в Генеральном плане.
Ассоциация велосипедистов Киева направила письмо с разъяснениями в Институт Генплана две недели назад, но до сих пор ответа не получила. Об ответе проинформируем.
Автор статьи "Национальный план вело-действий Франции": Джулиан Фергюсон, 01.02.2012
По адресу almax.com.ua доступна услуга перевозка спецтехники. Обращайтесь по указанному адресу, чтобы ознакомиться более детально.