Организация изучения спроса и формирование ассортимента мотовелотоваров в магазине

Основная цель изучения спроса в магазине заключается в обеспечении правильного формирования ассортимента товаров и своевременного их завоза с учетом спроса обслуживаемого населения.

Для завоза веломототоваров в количествах, обеспечивающих бесперебойную продажу без образования излишних товарных запасов, необходимы сведения о среднедневной или среднемесячной продаже этих товаров по конкретным наименованиям, маркам, моделям и другим признакам. Одновременно должно быть учтено, на какие мотовелотовары спрос населения не удовлетворяется, какие требования предъявляют покупатели к ассортименту и качеству изделий.
В этих целях продавцы и заведующие магазинами организуют и проводят учет реализованного, неудовлетворенного и формирующегося спроса на мотовелотовары.
Под реализованным (удовлетворенным) спросом понимается такой спрос, который завершается покупкой того или иного товара. Чем больше продано какого-либо товара, тем выше был на него спрос.
Неудовлетворенным спросом называется спрос, предъявляемый покупателями на товары, которые в данный момент отсутствуют в продаже. Учет неудовлетворенного спроса и меры, принимаемые работниками торговли для пополнения магазина отсутствующими товарами, имеют важное значение для улучшения обслуживания населения.
Под формирующимся спросом следует понимать спрос на малоизвестные и новые товары. Цель изучения формирующегося
спроса — установить отношение к таким товарам покупателей, определить возможный спрос на них.
Изучение реализованного спроса направлено на получение информации о продаже мотовелотоваров в развернутом ассортименте по конкретным наименованиям, маркам, цене и т. д.
Такая информация может быть получена путем непосредственного учета ежедневной продажи тех или иных изделий или расчетным способом на основе данных о запасах и поступлении товаров. Полученные данные регистрируются в «Журнале повседневного учета продажи товаров» по следующей форме:


По запасным частям и мотовелотехнике, реализация которых в день значительна, ежедневный учёт целесообразно вести выборочно и периодически путем регистрации продажи контрольных партий товаров. Для такого учета в начале рабочего дня в торговом зале выставляется достаточное для торговли в течение дня количество запасных частей всех разновидностей, по которым намечено вести учет. В конце рабочего дня подсчитываются остатки и определяется объем продажи каждой разновидности изучаемых запчастей за день. Полученные данные записываются в журнале повседневного учета продажи товаров (см. форму № 1). В последующие дни наблюдения количество проданных товаров постоянно восполняется.
На основании данных об ежедневной продаже изучаемых видов запчастей к мотовелотехнике определяется объем их реализации за месяц (полмесяца, декаду, день). Полученная информация позволяет более точно определить потребность в конкретных изделиях и составить обоснованную заявку на их завоз в магазин.
Важное значение имеет учет неудовлетворенного спроса покупателей на отдельные разновидности мотовелотоваров. Такой учет проводится в магазине для того, чтобы отсутствующие в продаже товары, предусмотренные ассортиментным перечнем, были своевременно заказаны и завезены.
Для изучения неудовлетворенного спроса на мотовелотовары в магазине могут быть использованы следующие методы: наблюдения продавцов, анализ записей в книге индивидуальных заказов покупателей, путем учета заполненных покупателями специальных карточек или почтовых открыток на отсутствующие в продаже товары.

Для регистрации неудовлетворенного спроса на мотовелото-вары продавцы или заведующие секциями обязаны вести «Журнал учета неудовлетворительного спроса» по форме № 2.


В журнале ежедневно продавец регистрирует запросы поку гателей на достаточные виды мотовелотоваров, которые вре менно отсутствуют в продаже, с указанием модели, марки, цень и других характеристик. Запись в журнале не является заказом покупателя, поэтому ее следует производить после его ухода. Полученные сведения используют для выявления товаров, спрос на которые не удовлетворяется и их необходимо завезти в магазин.
Необходимым условием реализации этой формы учета является оповещение населения о возможности заказать необходимый товар. Для этого можно использовать различные виды объявлений: вывешенные в магазине на видном месте плакаты, сообщения по радио, в местной печати и др.
Принятые заказы на отдельные разновидности мотовелотоваров регистрируются в специальном журнале.


При выполнении заказа в журнале делается отметка. По записям невыполненных заказов можно судить о размерах неудовлетворенного спроса по конкретным разновидностям мотовелотоваров.
Преимущество предварительных заказов состоит в том, что они кроме выявления неудовлетворенного спроса на те или иные разновидности мотовелотоваров, помогают покупателю приобрести необходимый товар.
Особое внимание в магазине должно уделяться изучению спроса на новые товары, то есть формирующегося спроса. Наиболее эффективным методом изучения спроса на новые модификации веломототоваров является проведение выставок-продаж, сопровождаемых рекламной кампанией и опросами посетителей и покупателей.
Открытию выставки-продажи предшествует необходимая подготовительная работа, включающая определение конкретных сроков и длительности проведения мероприятий, лиц, ответственных за выполнение его отдельных этапов, разработку инструментария для учета спроса, выбор рекламных средств.
Серьезное внимание в процессе подготовки выставки-продажи должно быть уделено ассортименту предлагаемых мотовелотоваров. Основными требованиями здесь должны1 быть его широта и наличие наряду с новыми изделиями уже хорошо известных покупателю аналогов. Это позволит провести необходимое сравнение продажи отдельных мотовелотоваров, оценить фактический спрос на новые изделия, выявить мотивы покупки и предпочтения.
Ассортимент изучаемых мотовелотоваров должен быть сконцентрирован в специально отведенном месте и выставлен так, чтобы образцы хорошо обозревались посетителями.
Продавцы магазина должны быть хорошо осведомлены об ассортименте выставленных товаров, паспортах и инструкциях на них, знать назначение отдельных частей, быть готовыми дать покупателю квалифицированную консультацию.
Новые мотовелотовары необходимо снабжать специальными табличками, содержащими информацию об их функциональном назначении, основных технических характеристиках, отличиях от ранее выпускавшихся однотипных изделий, цене.
Организация и проведение выставок-продаж должны сопровождаться рекламными мероприятиями, включающими оформление витрин, внутримагазинную рекламу, демонстрацию товаров в действии, объявления по местному радио, в печати, на рекламных щитах в местах массового сосредоточения населения (базарных глощадях, вокзалах и т. п.).
Отношение к новым мотовелотоварам выявляется путем проведения опросов посетителей выставки-продажи по специальным анкетам. Во время опросов (бесед) выясняется, какие из об1-разцов мотовелотоваров, представленных на выставке, понравились посетителям,  что  не  устраивает  их   в   выставленных образцах (внешнее оформление, технические качества, условия эксплуатации, цена и т. п.), какие товары — новинки хотелось бы приобрести.
На покупательской конференции, которая может быть проведена по окончании выставки-продажи, посетителям предлагается высказать свое мнение о представленных новинках мотовелотоваров, их положительных и отрицательных сторонах, организации торговли ими.
Материалы изучения в магазине реализованного, неудовлетворенного и формирующегося спроса на мотовелотовары позволяют более обоснованно составить заявку на текущий завоз этих товаров в магазин.
В основу работы по формированию ассортимента мотовелотоваров в каждом конкретном магазине должны быть положены обязательные ассортиментные перечни, утверждаемые правлениями райпотребсоюза (райпо) сроком на один год. В них предусматривается перечень наименований товаров, количество их разновидностей и товарных единиц.
Если не возникает необходимости в пересмотре обязательного ассортиментного перечня товаров для конкретного магазина в связи с изменением конъюнктуры спроса или по другим причинам, срок его действия может быть продлен на следующий год, но не более чем на три года подряд. При необходимости правление районной кооперативной организации вносит в ассортиментные перечни в период их действия изменения и уточнения.
Работники магазина должны обращать особое внимание на поддержание ассортимента товаров в соответствии с утвержденным обязательным ассортиментным перечнем и принимать своевременно меры к завозу недостающих товаров. Отсутствие в продаже изделий, включенных в ассортиментный перечень, рассматривается как грубое нарушение правил торговли.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
 


Наши партнёры:

Elarna.kz