Система смазки

Система смазки двигателя К-750 комбинированная: часть деталей смазывается под давлением от масляного насоса, остальные детали — посредством разбрызгивания масла и образующимся при этом масляным туманом. Система смазки двигателя показана на фиг. 23, а, б.

Масло заливается в картер двигателя через заливное отверстие, закрываемое пробкой 14 со стержневым указателем уровня (щупом). Допускаемые пределы колебания уровня масла в картере определяются рисками, нанесенными на щупе.

Масляным резервуаром и одновременно охладительной камерой является нижняя часть картера 19, закрытая снизу стальным штампованным поддоном, имеющим сливное отверстие, закрываемое пробкой 15. Соединение поддона с картером уплотняется специальной пробковой прокладкой.

Одноступенчатый шестеренчатый насос приводится в действие от распределительного вала при помощи пары шестерен 35 и 36 со спиральным зубом и штанги 4 с муфтой 39, соединяющей ведомую шестерню с насосом. Насос имеет нагнетающие шестерни: 2 — ведущую и 3 — ведомую, вращающиеся в алюминиевом корпусе /. Масло засасывается насосом из поддона в отверстие 33 и поступает через канал 34 в горизонтальную трубку картера 22, являющуюся главной магистралью системы смазки. Из главной магистрали масло подается по четырем раздаточным каналам: по вертикальным отверстиям 23 и 25 к двум маслоуловителям 12, вращающимся вместе с коленчатым валом; по отверстию 5 и кольцевому каналу фланца цилиндра на верхнюю стенку левого (по ходу мотоцикла) цилиндра и по кольцевому каналу 26 корпуса переднего подшипника коленчатого вала и маслопровод-ной трубке 29 к ведущей шестерне коленчатого вала.

Далее масло разбрызгивается на трущиеся поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма распределения следующим образом.

В маслоуловители 12 масло стекает из масляных каналов 23 и 41, имеющихся в гнездах коренных подшипников коленчатого вала, и увлекается вращающимися маслоуловителями, причем под действием центробежных сил заполняет внутреннюю кольцевую форму маслоуловителей, являющихся своеобразными центрифугами, в которых под влиянием центробежных сил выпадают твердые частицы, загрязняющие масло. Однако маслоуловители не являются надежными центробежными фильтрами и имеют ограниченную емкость, поэтому не обеспечивают необходимую фильтрацию масла. Из отверстий маслоуловителей масло устремляется в полости кривошипных пальцев коленчатого вала, откуда по каналам 30 поступает к роликовым подшипникам больших головок шатунов.

Излишнее масло, выливаясь через зазоры из роликоподшипников и маслоуловителей, разбрасывается центробежными силами по всему внутреннему пространству картера, как показано на фиг. 23. При этом, благодаря вращению коленчатого вала по часовой стрелке (фиг. 23, а), масляные брызги омывают верхнюю стенку правого цилиндра; кроме того, они забрасываются в масляные карманы 6, 43 и 45 (фиг. 23, б), где масло осаждается и самотеком подходит к подшипнику шестерни 36 привода маслона-соса и подшипникам скольжения распределительного вала по каналам 7 и 44.

У двигателей К-75Г) последнего выпуска передний подшипник распределительного вала шариковый и в специальном подводе масла не нуждается.



Фиг. 23. Схема смазки двигателя К-750:
/ — корпус масляного насоса; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шестерня; 4 — соединительная штаига; 5 — маслопроводный канал левого цилиндра; 6 — масляный карман; 7 — мас-лопроводный канал; 8 — сливное отверстие в клапанной коробке; 9 — маслопроводные каналы в левом цилиндре; 10— пальцы кривошипа; // — прокладка корпуса масляного насоса; /2— маслоуловитель: 13 — сетка масляного стока (пеногаситель); 14— пробка заливного отверстия; 15 — пробка сливного отверстия; 16 — отверстие для смазки поршневого пальца; 17 —- поршневое маслосъемное кольцо; 18 — фильтр масляного насоса; 19 — масляный резервуар; 20 — пол-дон;- 21 — прокладка; 22 — главная магистраль; 23 — масляный канал к заднему подшипнику; 24 — сливное отверстие; 25 — масляный канал к переднему подшипнику; 26 — кольцевой канал; 27 — смазочные отверстия в корпусе подшипника; 28 — углубление для1 выхода масла; 29 — мас-лопроводная трубка; 30 — радиальные каналы в пальце кривошипа; 31 — сальник маховика; 32 — ыаслоуспокоитель; 33 — входное отверстие масляного насоса; 34 — выходное отверстие масляного насоса; 35 — ведущая шестерня; 36 — шестерня привода масляного насоса: 37 — втулка шестерни привода масляного насоса; 38 — зазорное отверстие: 39 — соединительная муфта ведущей шестерни; 40 — сливное отверстие; 41 — масляный канал в корпусе подшипника; 42 — корпус 'подшипника чадний; 43 — масляный карман; 44 — маслопроводный канал; 45 — масляний карман для смазки шестерен п'рпвоча масляного насоса.

Фиг. 24. Расположение воздухоочистителя   на   корпусе коробки передач:
/ — воздухоочиститель; 2 — стопорный винт крепления - воздухоочистителя; 3 — регулируемый упор троса сцепления; 4 — рычаг сцепления; Л — воздушная заслонка; 6 — заливная пробка картера коробки передач; 7 — всасывающая труба левого карбюратора; 8 — резиновый уплотнительный манжет; 9 — хомут крепления манжета.

Нижняя стенка правого цилиндра смазывается маслом, стекающим с верхней стенки, но у левого цилиндра верхняя стенка оказывается недоступной для масляных брызг, поэтому ее смазка осуществляется через специальные каналы 5 и 9 под давлением от масляного насоса.
Масляными брызгами смазываются кулачки распределительного вала и рабочие поверхности толкателей. Головки толкателей впрессовывают смазку в зазоры вдоль направляющих втулок, откуда смазка достигает регулировочных болтов и штоков клапанов.

Быстрое вращение деталей кривошипно-шатунного механизма, интенсивное разбрызгивание масла и высокая температура способствуют образованию в картере так называемого масляного тумана, который проникает ко всем трудно доступным для масла поверхностям трения — поршневым пальцам, штокам клапанов и другим деталям, обеспечивая их надежную смазку.

Подающееся от насоса к ведущей шестерне коленчатого вала масло разносится по шестерням распределения и генератора, раз- , брызгивается по стенке коробки распределения и стекает в поддон через сливное отверстие 40, соединяющее камеру коробки с картером. Аналогично излишнее масло стекает из клапанных коробок через сливные отверстия 8.

Для стока скапливающегося масла перед сальником маховика 31 имеется в корпусе заднего подшипника коленчатого вала сливное отверстие 24.

Для устранения падения масла в прерыватель имеется специальный сальник 42 (фиг. 15) с резиновым манжетом, помещенный в корпус, который устанавливается в крышку распределительной коробки. В отверстии корпуса распределителя, через которое проходит распределительный вал, имеется, кроме того, маслогонная нарезка, препятствующая также прониканию масла в прерыватель к его контактам.

Излишнее и осевшее в виде капель на стенках картера и деталях масло стекает в поддон картера через сетку 13 (фиг. 23) стока масла, предназначенную для гашения масляной пены, нарушающей нормальную работу масляного насоса.

Если оставить картер двигателя герметически закрытым, то при приближении поршней к нижним мертвым точкам в картере повысилось бы давление, масло выдавливалось бы через щели и поры стенок картера и затрачивалась бы излишняя энергия на преодоление сопротивления воздуха.

Для устранения этого предусмотрен золотниковый сапун, установленный в цилиндрическом гнезде корпуса распределительной коробки и вращающийся вместе с распределительным валом, т. е. вдвое медленнее коленчатого вала. На цилиндрической поверхности сапуна имеется два диаметрально противоположных отверстия, совпадающих попеременно с отверстием вентиляционной трубки и сообщающих, таким образом, при каждом обороте коленчатого вала в определенные моменты времени, зависящие от положения поршней в цилиндрах двигателя, внутреннюю полость картера с атмосферой. При этом воздух, выходя из внутренней полости картера, проходит через радиальные отверстия во фланце сапуна, в которых очищается от масляных капель и тумана за счет центробежного эффекта.

Для улучшения работы системы вентиляции картера в ее конструкцию внесены следующие изменения по сравнению с М-72: увеличены время-сечения фаз работы сапуна и подобраны наивыгоднейшие моменты его открытия и закрытия, что повысило разрежение в картере, а следовательно улучшило герметичность двигателя за счет уменьшения выброса масла в атмосферу.

Увеличен диаметр сапуна, т. е. центробежный эффект его радиальных отверстий, что обеспечило дополнительное снижение расхода масла через сапун.

Вентиляционная трубка поднята значительно выше, что повысило безопасность преодоления бродов и устранило попадание в двигатель пыли, грязи и влаги из-под переднего колеса и тем самым повысило долговечность двигателя.

При некачественной сборке двигателя вследствие нарушения герметичности в уплотнениях из вентиляционной трубки может выбрасываться масло и попадать на правый цилиндр и правую ногу водителя. Этот недостаток устраняется герметичной сборкой двигателя, так как работа сапуна рассчитана на внутреннее давление при герметичном картере. Допускается при эксплуатации мотоцикла в условиях города одевать на вентиляционную трубку удлинитель с внутренним диаметром не менее наружного диаметра 'вентиляционной трубки. Однако езда с удлинителем по пыльным и грязным дорогам и бродам не рекомендуется, так как может привести к преждевременному выходу двигателя из строя.

Основные параметры системы смазки даны в табл. 3.

В связи с повышением степени сжатия и мощности у двигателя К-750 несколько повысился и температурный режим (температура, замеренная термопарами под запальными свечами на' различных режимах скоростной характеристики, возросла на 5— 10°), поэтому масляный резервуар двигателя выполнен с оребре-нием, что заменяет масляный радиатор, снижает температуру масла в поддоне картера и сохраняет температуру двигателя на прежнем уровне.
В табл. 4 даны сравнительные данные сапунов двигателей К-750 и М-72.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
Комментарии