Система питания мотоцикла К-750

К системе питания относится топливный бак с краником и шлангами, карбюраторы и воздухоочиститель с воздуховодами. Мотоцикл К-750 выпускается с воздухоочистителем, расположенным на коробке передач.

В дальнейшем предусматривается установка более сложной системы питания с воздухоочистителем в бензобаке. В последнем случае изменяется конструкция не только самого воздухоочистителя, но также рамы и топливного бака с воздуховодами.

В настоящем руководстве описаны оба варианта. Фиг. 24 и 25 дают о них общее представление. У первого варианта (фиг. 26) в верхней части бака находится заливное отверстие с сеткой 2, закрываемое пробкой 3, "и инструментальный ящик с крышкой 4, замком 5 и ключом 6. К боковым стенкам бака привинчены пластинки 7 для крепления подколенников 8, которые предназначены для опоры ног водителя.

Фиг. 26. Топливный бак.

Отсеки бака соединяются бензоетойкой трубкой 9, поэтому топливо поступает в краник 10 одновременно из двух отсеков. На штуцеры краника устанавливаются гибкие бензостойкие трубки 11 и 12, по которым горючее подается к карбюраторам.

Основной деталью бензокраника (фиг. 27) с отстойником является его корпус 13. В верхней и нижней частях корпуса бензокраника имеется резьба. Верхней частью бензокраник с медно-асбестовой прокладкой ввертывается в футорку бака, на нижнюю часть его навертывается корпус отстойника 7 с уплотнительной прокладкой 5.

В стакан отстойника вставлен фильтр, состоящий из штампованого латунного каркаса 8 с отверстиями и сеткой, помещенными внутри отстойника: сетка распирается пружиной 6. В верхней части корпуса краника имеются две заборные трубки 1 и 2 различной высоты.

С одной стороны корпуса имеется горизонтальное отверстие, в котором помещен золотник краника 3 с рукояткой 9 и уплотни-тельной прокладкой //. Золотник имеет одно осевое отверстие

Фиг. 27. Устройство бензокраника (о) и схема его работы (б) и два радиальные. Одно из радиальных отверстий — сквозное совпадает с отверстием большой заборной трубки, а другое — несквозное совпадает с каналом 12, сообщающимся с заборной трубкой резерва.

От осевого смещения золотник удерживается гайкой 10, ввертываемой в корпус. С противоположной стороны в корпусе имеется отверстие, соединяющее отстойник с бензоотводными каналами. Рукоятка краника может занимать три положения (фиг. 27, б): 1. Рукоятка находится в положении О — сквозные отверстия краника совпадают с заборной трубкой /, в результате чего бензин из бака поступает в нижнюю часть корпуса и по радиальным отверстиям в стакан отстойника. Здесь бензин отстаивается, затем, проходя через отверстия каркаса и сетку, очищается от механических примесей и поступает по бензоотводному каналу к бензопроводной трубке 4. Бензин в этом случае будет вытекать из бака до тех пор, пока его уровень не совпадет с входным отверстием заборной трубки /. Разностью уровней бензина в заборной трубке и трубке резерва определяется объем резерва бензина, равный 5 л, 2. Рукоятка находится в положении Р — несквозное отверстие в золотнике совпадает с каналом отверстия резерва в корпусе, сообщающемся с заборной трубкой 2 резерва. В этом случае бензин из бака пойдет по трубке 2 резерва через бензокраник в отстойник. Высота этой трубки такова, что из бака вытекает почти весь бензин, за исключением нижних загрязненных слоев.

Фиг. 28. Карбюратор К-37:

1 — корпус карбюратора; 2— дроссельный золотник; 3— крышка поплавковой ка'меры; 4 — запорная игла поплавка; 5 — утопнтель; 6 — поплавок; 7 — штуцер. § 1- сетчатый фильтр; 9 — главный жиклер; 10 — распылитель; 11 — воздушный канал добавочного воздуха распылителя; 12 — игла дроссельного золотника; 13 — жиклер малых оборотов; 14 — топливный канал жиклера малых оборотов; 15 — распыливающее отверстие жиклера малых оборотов; 16 — воздушный канал жиклера малых оборотов; 17 — фильтр дополнительного воздушного канала жиклера малых оборотов; 18 — винт для регулировки качества смеси на малых оборотах; 19 — ограничительный винт; 20 — ограничитель хода; 21 — запорный винт жиклера малых оборотов с уплотнительнэй • шайбой; 22 — шплинт крепления иглы; 23 — пружина; 24 — крышка корпуса; 25 — накидная гайка; 26—упор оболочки' троса; 27 — контргайка упора; 28 — трос.

3. Рукоятка находится в положении 3 — отверстия в золотнике не совпадают с трубками; при этом положении рукоятки бензин поступать к карбюраторам не будет.

Карбюраторы. Двигатель К-750 имеет два карбюратора К-37 (фиг. 28), правый и левый — по своему устройству совершенно одинаковых, но невзаимозаменяемых.

Корпус 1 карбюратора представляет собой отливку с двумя пересекающимися в одной плоскости под прямым углом патрубками: горизонтальным воздушным патрубком с фланцем для крепления его к цилиндру двигателя (этот патрубок одновременно является диффузором карбюратора) и вертикальным патрубком, представляющим собой направляющую для • дроссельного золотника. За одно целое с корпусом отливается расположенная сбоку поплавковая камера, являющаяся резервуаром для топлива. Топливо поступает в поплавковую камеру через штуцер, расположенный в крышке 3. Количество поступающего в поплавковую камеру топлива автоматически регулируется запорной иглой 4, управляемой пустотелым латунным поплавком 6, с которым она соединяется при помощи пружинной защелки.

В дне и крышке поплавковой камеры имеются направляющие отверстия для иглы поплавка. При наполнении поплавковой камеры топливом поплавок всплывает вместе с иглой и она своим верхним коническим концом входит в отверстие штуцера крышки, прекращая, таким образом, дальнейший доступ бензина в камеру.

По мере расхода топлива из поплавковой камеры поплавок опускается, игла открывает отверстие и топливо снова начинает поступать в топливную камеру.

В крышке поплавкой камеры расположен утопитель 5, предназначенный для утапливания поплавка, которое приводит к обогащению рабочей смеси при запуске двигателя благодаря повышению уровня топлива в поплавковой камере.

Из поплавковой камеры топливо по каналу поступает в нижнюю часть корпуса карбюратора.
В нижней части корпуса карбюратора выполнены два концентрических резьбовых отверстия. В меньшее, верхнее, отверстие ввинчивается распылитель 10, в который в свою очередь ввинчивается главный жиклер 9, уплотняемый фибровой шайбой. В большее, нижнее, отверстие ввинчивается штуцер 7 с сетчатым фильтром 8, который также уплотняется фибровой шайбой.

Поступающее из поплавковой камеры топливо проходит через сетчатый фильтр 8 и камеру главного жиклера, устанавливается ь распылителе 10 на уровне, соответствующем уровню в поплавковой камере (на 19,5 мм ниже верхнего края поплавковой камеры). Распылитель имеет в верхней части два отверстия и окружен специальной насадкой, запрессованной в корпус карбюратора. Он сообщается с воздушным патрубком корпуса (смесительной камерой) воздушным каналом //.

В нижней части корпуса карбюратора имеется второй жиклер 13 (жиклер малых оборотов), который ввинчивается в футор-ку корпуса и имеет в верхней части калиброванное отверстие 15 и два поперечных отверстия. Жиклер малых оборотов закрывается снизу запорным винтом 21, который вывинчивается при продувке жиклера; соединение винта с жикдером уплотняется при помощи фибровой шайбы. Топливо к жиклеру малых оборотов поступает из поплавковой камеры по каналу 14.

Камера главного жиклера сообщается с жиклером малых оборотов через отверстия в корпусе карбюратора. Воздух к жиклеру малых оборотов подводится из воздушного патрубка через воздушный канал 16 н дополнительным канал, соединенный с сетчатым воздушным фильтром 17. Воздушный канал жиклера малых оборотов перекрывается винтом 18 с контргайкой, который предназначается для регулировки малых оборотов.

Над распылителем в вертикальной направляющей корпуса карбюратора устанавливается дроссельный золотник 2 с закрепленной на нем при помощи шплинта 22 иглой дросселя 12 и пружиной 23. Игла дросселя входит во внутренний канал распылителя главного жиклера; таким образом, топливо к распылителю поступает по кольцевому зазору между стенкой канала распылителя и иглой. Игла в нижней части имеет коническую форму, благодаря чему при подъеме иглы кольцевой зазор увеличивается и количество подводимого к ' распылителю топлива возрастает, т. е. рабочая смесь обогащается.

Для установки шплинта 22 в головке иглы имеются четыре отверстия, а в корпусе золотника — два (фиг. 29). Расстояние между отверстиями в корпусе золотника в полтора раза больше, чем расстояния между отверстиями в игле. Подводя одно из отверстий в игле в соответствующему отверстию в корпусе золотника и соединяя их шплинтом, можно получить восемь различных положений иглы Чем ниже расположена игла, тем беднее рабочая смесь; чем выше — тем богаче. Наиболее бедная рабочая смесь получается при совпадении верхнего отверстия в игле с нижним отверстием в корпусе золотника. Наиболее богатая смесь будет при совпадении нижнего отверстия в игле с верхним отверстием в корпусе золотника. Ниже приведены все возможные положения иглы в порядке, обеспечивающем постепенное обогащение рабочей смеси.

Положение иглы I 2 3 4 5 6 7 8
Отверстие иглы а б а в б г в г
Отверстие дросселя II II I II I 11 1 1

С поднятием регулировочной иглы (обогащением смеси) несколько повышается мощность двигателя и одновременно увеличивается расход топлива. Расход топлива при установке иглы в положение 8 выше, чем расход топлива при установке иглы в положение 1 при дросселе, открытом на % его хода, приблизительно на 39—40%.

При опущенном дроссельном золотнике доступ горючего через главный жиклер почти полностью прекращается. Питание двигателя при его работе на малых оборотах осуществляется жиклером малых оборотов 13 (фиг. 28), к которому подводится воздух по клапанам 16 через фильтр 17.

Сечение воздушных каналов, а следовательно, и количество поступающего к жиклеру малых оборотов воздуха может меняться при помощи регулировочного винта 18. Положение регулировочного винта значительно отражается на качестве работы двигателя на малых оборотах и влияет на расход топлива. По мере подъема дроссельного золотника жиклер малых оборотов постепенно выключается и начинает работать распылитель, питаемый топливом, поступающим через главный жиклер.

Направляющая дроссельного золотника закрывается сверху крышкой 24 и закрепляется накидной гайкой 25. Золотник имеет скос со стороны поступающего в патрубок воздуха, а на боковой поверхности—два продольных паза. Один паз стопорный, устраняет поворот золотника в направляющей, другой делает его взаимозаменяемым для правого и левого карбюраторов. В верхний скос паза упирается ограничительный винт 19 с контргайкой, предназначенный для установки малых оборотов при регулировке карбюраторов. Пружина 23 отжимает золотник вниз. Подъем золотника вверх ограничивается упором ограничителя хода 20, ввинченным в крышку 24. В период обкатки мотоцикла ограничитель не позволяет чрезмерно повышать обороты двигателя и перегружать его. Правила обращения с ограничителем указаны в разделе «Обработка мотоцикла» (стр. 171). Ограничитель пломбируется.

Дроссельные золотники карбюраторов соединяются тросами с поворотной ручкой газа, установленной на правой стороне руля, и поднимаются или опускаются одновременно. Сущность регулировки заключается в устранении так называемых мертвых ходов в системе тросов, что достигается установкой упоров 26 оболочек тросов в соответствующее положение и последующей затяжкой контргаек 27.

Работа карбюраторов. Рабочий процесс карбюратора заключается в распыливании топлива (бензина), его частичном испарении и смешивании в определенных пропорциях с воздухом. Таким образом, в цилиндры двигателя поступает из карбюраторов смесь воздуха и паров бензина, которая и называется рабочей смесью. Принципиальная схема устройства карбюраторов К-37 приведена на фиг. 30.

Количество бензина, содержащегося в рабочей смеси, или, иначе говоря, степень обогащения смеси в простейших пульверизационных карбюраторах зависит от величины разрежения, создающегося в смесительной камере у жиклера. Величина разрежения определяется скоростью воздуха в воздушном патрубке (диффузоре) карбюратора и зависит от числа оборотов двигателя и положения дроссельного золотника.

При работе простейших пульверизационных карбюраторов наблюдается неуклонное обогащение рабочей смеси с повышением разрежения над жиклером. Это нарушает нормальный режим работы двигателя и обычно устраняется в карбюраторах различными конструктивными приемами.

Фиг. 30. Принципиальная схема карбюратора К-37 (обозначения те же, что и на фиг. 28).

В карбюраторах К-37А автоматически поддерживается приблизительное постоянство состава рабочей смеси на всех режимах работы двигателя. Достигается это тщательным подбором рабочих органов карбюратора и их согласованной работой. По мере подъема дроссельного золотника изменяется сечение диффузора (количество поступающего воздуха) и одновременно кольцевое сечение между корпусом распылителя и иглой дросселя (количество поступающего топлива). Вместе с тем изменяется величина разрежения над жиклером малых оборотов и распылителем главного жиклера.

Переобогащение рабочей смеси устраняется воздушным торможением топлива.

Торможение топлива воздухом осуществляется в данном случае путем подвода добавочного воздуха к распылителю, что уменьшает разрежение перед жиклером вследствие выхода воздуха из распылителя вместе с топливом. Подвод дополнительного воздуха производится по каналам //, 16 и через воздушный фильтр (сетку) 17.

При различных положениях дроссельного золотника работа карбюратора происходит следующим образом:

Работа карбюратора при запуске двигателя и на холостом ходу. При поднятии дросселя до 7в его хода за дросселем над отверстием 15 жиклера малых оборотов создается значительное разрежение, обусловливающее Всасывание воздуха через каналы, обеспечивающие питание двигателя на малых оборотах, и топлива через жиклеры 13. Образующаяся при этом эмульсия через отверстие 15 поступает в воздушный патрубок карбюратора, где образуется рабочая смесь, поступающая в цилиндры двигателя. При этом распылитель главного жиклера не работает, так как разрежение над ним создается незначительное. По мере подъема дроссельного золотника разрежение у отверстия 15 уменьшается, а над распылителем — возрастает. Вследствие этого жиклер малых оборотов начинает работать менее интенсивно, а распылитель главного жиклера постепенно включается в работу и компенсирует обеднение смеси за счет топлива, поступающего из системы главного жиклера.

Работа карбюратора на средних числах оборотов двигателя. В интервале подъема дроссельного золотника от '/в До 'А его хода при соответствующем увеличении сечения диффузора жиклер малых оборотов постепенно прекращает свою работу и в работу включается главный жиклер, над которым разрежение воздуха уменьшается вследствие подъема золотника, что вызывает обеднение рабочей смеси. Это обеднение устраняется конической иглой дроссельного золотника, которая поднимается одновременно с золотником, вследствие чего увеличиваются кольцевые сечения между корпусом распылителя и иглой. Поэтому истечение топлива из распылителя становится более интенсивным и смесь начинает обогащаться до нормального состава. Таким образом, приблизительно до 3/4 подъема дроссельного золотника состав смеси регулируется дроссельным золотником и его иглой при незначительном действии системы пневматического торможения топлива.

Работа карбюратора при полностью открытом дросселе. При полностью открытом дросселе между дроссельной иглой и корпусом распылителя кольцевое сечение настолько увеличивается, что количество поступающего в распылитель топлива перестает зависеть от положения иглы, а определяется только пропускной способностью главного жиклера. При этом смесь несколько обогащается, что необходимо для получения максимальной мощности двигателя при полностью открытом дросселе.

Однако вследствие того, что при полном открытии дросселя сечение диффузора и пропускная способность жиклера остаются постоянными при возрастающей скорости воздушного потока, в смесительной камере происходит чрезмерное обогащение рабочей смеси, свойственное пульверизационным карбюраторам. В карбюраторе К-37 это явление устраняется автоматически действующей системой торможения.

Система торможения представляет собой воздушную камеру под насадкой распылителя 10, соединенную с воздушным патрубком карбюратора каналом 11.

Воздух, поступающий по каналу // в камеру распылителя, смешивается с бензином, в результате чего и образуется эмульсия, которая при выходе из распылителя понижает разрежение над главным жиклером, чем и достигается торможение топлива. Этот процесс протекает тем интенсивнее, чем большее разрежение создается над распылителем. При резком открытии дросселя вследствие большой подвижности воздуха может происходить временное обеднение смеси, сопровождающееся появлением так называемых хлопков в карбюраторе, вызывающее ухудшение приемистости двигателя. Этот недостаток можно устранить поднятием иглы дроссельного золотника.

Воздухоочиститель и воздухопроводы. На фиг. 31 показан воздухоочиститель и воздухопроводы мотоцикла К-750, устанавливаемые на корпусе коробки передач. Воздухоочиститель закрепляется в горловине всасывающей камеры коробки передач двумя стопорными винтами. Всасывающая камера имеет справа и слева отверстия, в которые вставляются всасывающие трубы 1 и 2, соединяющиеся с воздушными патрубками карбюраторов. Соединения труб с воздушной камерой и карбюраторами уплотняются специальными резиновыми манжетами 3. На манжеты, соединяющие всасывающие трубы с карбюраторами, устанавливаются зажимные хомуты 4.

Воздухоочиститель снабжен воздушной заслонкой, которая закрывается для облегчения запуска и прогрева двигателя в холодную погоду.

Главной причиной износа цилиндров, поршней и поршневых колец, а также и всех других трущихся деталей двигателя являются пыль и песок, попадающие внутрь двигателя через карбюраторы.

От исправного состояния воздухоочистителя во многом зависит долговечность двигателя. 4
Воздухоочиститель работает по принципу двухступенчатой очистки (фиг. 32). Воздух, поступая под крышку воздухоочистителя, ударяется о поверхность масляной ванны 4, в результате чего частицы пыли выпадают из него и поглощаются маслом (первичная инерционно-масляная очистка). Далее воздушный поток проходит через набивку из капроновой путанки (на ранних выпусках — из стальной гофрированной проволоки), увлажненной маслом ^вторичная контактная очистка). Благодаря этому в карбюратор поступает очищенный воздух. По мере засорения воздухоочистителя степень фильтрации воздуха снижается, поэтому его следует периодически снимать, тщательно промывать в керосине или бензине, смачивать набивку маслом и заправлять ванну свежим маслом.

При сильно запыленной атмосфере (толщина слоя пыли на дороге 80—100 мм), что соответствует пылесодержанию воздуха приблизительно 1 г/ж3, воздухоочиститель следует промывать через 10 ч работы двигателя. При средней запыленности (слой пыли на дороге 20—-40 мм), что соответствует пылесодержанию воздуха 0,5 г/м3, воздухоочиститель рекомендуется промывать через 15 ч.

Фиг. 32. Направление движения воздуха в воздухоочистителе:

1 — корпус; 2 — набивка для контактно-масля-ной очнстки воздуха; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — масляная ваяна для инерционно-масляной очистки воздуха; 5 — крышка воздухоочистителя.

и при движении по шоссейным дорогам, для которых пылесодер-жание можно приблизительно принять равным 0,2 г/м3 — через 25 ч. Средний расход воздуха при этих условиях принимается приблизительно равным 80 м3/ч при разрежении всасывания 80 мм вод. ст.

Рассмотренный выше двухступенчатый воздухоочиститель имеет сравнительно малую пылеемкость, быстро засоряется. Кроме того, на форсированных режимах работы двигателя происходит унос масла из масляной ванны, что не только ухудшает фильтрацию воздуха, но и вызывает нагарообразование, приводящее иногда к пригоранию поршневых колец.

Подготавливаемый к производству воздухоочиститель, распо- • ложенный в бензобаке (фиг. 25 и 33), обладает значительно большей пылеемкостыо, обеспечивает высокую степень фильтрации воздуха и не нуждается в частой промывке, тем более что на уровне бензобака запыленность воздуха значительно ниже, чем на уровне коробки передач. Этот воздухоочиститель обеспечивает и некоторое снижение расхода топлива за счет уменьшения потерь, вызываемых обратным выбросом рабочей смеси, так как емкость системы нового воздухоочистителя больше. Износостойкость двигателей с воздухоочистителем, расположенным в бензобаке, также повышается. Новый воздухоочиститель по принципу действия двухступенчатый и работает так же, как и воздухоочиститель, устанавливаемый на картере коробки передач.

Сравнительные данные, характеризующие работу описанных воздухоочистителей, полученные в результате испытаний, приведены в табл. 5.

Фиг. 33 Бензобак и детали воздухоочистителя, устанавливаемого в бензобаке:

1 — бензобак с камерой для установки воздухоочистителя; 5 — воздушные патрубки с уштотнительными прокладками; 3 — фланец воздушной камеры; 4 — ушютнительная прокладка; 5 — корпус масляной ванны; 6 — успокоитель; 7 — корпус контактно-масляного воздухоочистителя с фильтрующим элементом: 5 — воздушная заслонка; 9 — крышка корпуса; 10 — крышка камеры воздухоочистителя бензобака.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
Комментарии
 

Новое на сайте