В каком возрасте можно выезжать на дорогу на велосипеде?

Украинские ПДД категоричны: «не моложе 14 лет». А почему, собственно?

 Обычно на этот вопрос отвечают: «Но ездить по дорогам опасно! У нас такие водители ... »Не будем спорить с этим аргументом. Но он не к сути дела. Если велосипедист едет по правилам, а нарушение, повлекшее ДТП, совершает водитель автомобиля, то не все ли равно, сколько лет добросовестному велосипедисту: 31 или 13?

Напротив, с чисто медицинской точки зрения, молодые люди имеют больше шансов выжить и полностью поправиться чем летние, подвергшихся таких же травм. Молодой организм более прочной, имеет быстрые обменные и регенеративные процессы есть раны на нем быстрее заживают и оставляют меньше шрамы. Молодые кости упругой и сломать их труднее. В молодого человека лучше зрение, слух, реакция и физическая форма. Она имеет больше шансов в последний момент увернуться от столкновения или защитить жизненно важные органы при падении. Следовательно, проблема не в том, что велосипедист-подросток подвергается большей опасности.

Дело в другом: в каком возрасте подросток приобретает способность быть добросовестным участником дорожного движения, физически может понимать свои водительские обязанности и исполнять их несмотря факторы, от этого отвлекают? Неужели не менее в том возрасте, в котором Аркадий Каманин получил свой первый орден за спасение с нейтральной полосы пилота сбитого штурмовика? Он его не на велосипеде вывез. Под огнем посадил связной У-2, на котором летал так, чтобы бронированный штурмовик закрывал «кукурузник» от немцев, втянул раненого коллегу к задней кабины, под пулями взлетел ... У-2 был, несомненно, шедевром инженерной мысли, чрезвычайно простым по устройству и в управлении, но по-всякому сложным от велосипеда.

«Так то на войне!"-Я уже слышу возражения. Согласен, но факт остается. Кстати, в советских ПДД много лет, из редакции в редакцию переходила норма: «Решением Верховного совета, возраст, в котором разрешено управлять транспортными средствами может быть снижен до 16 лет для водителей автомобилей, до 14 лет для водителей мотоциклов и до 12 лет для велосипедистов , извозчиков и погонщикам животных ». Придумана она была как раз на случай мобилизации, если бы подростков пришлось поставить к станкам и посадить в кабины автомобилей и тракторов.

Оставим чрезвычайные условия. Научно доказанный факт акселерации есть ускорение развития детей настоящем по сравнению с их предками. Дело не только в возможностях современного подростка, но и в его потребностях, в том числе в потребности иметь транспортное средство, которое не зависит от времени суток и расписания движения. Я уже не говорю о физических нагрузках, положительные эмоции и ощущение самостоятельности и самоответственности, необходимое для становления зрелой взрослого человека. Неужели возраст является единственным залогом безопасного пользования велосипедом? Неужели нет других?

Здесь самое время обратиться к мировой практике. Сразу же мы с удивлением узнаем, что во многих странах вообще нет законного возрастного минимума для велосипедистов.

В США (цитадель автомобилизма!) Для велосипедистов-подростков до 14-16 лет (в разных штатах по разному) существует единственное требование: обязательно носить защитный шлем. Взрослые этого не обязаны, но власти активно пропагандирует эту меру безопасности.

В Великобритании тоже "There is no legal age for children to cycle on the road", но действует национальная программа по обучению детей и подростков езде на велосипедах. Программа трехуровневая и рекомендуется (но не требуется), чтобы маленький велосипедист освоил минимум второй ее уровень прежде, чем выезжать на дорогу. Для дополнительной безопасности существует еще одна норма: детям и подросткам до 16 лет разрешается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, в то время, как из взрослых за это взимают штрафы.

Аналогичная ситуация и в Австралии. Детям, не достигшим менее 10 лет не рекомендуется ездить по дорогам. Зато до 12 лет разрешается ездить по тротуарам, пропуская пешеходов. Взрослый велосипедист, который сопровождает ребенка тоже имеет право ехать рядом с ней по тротуару. Справедливо.

В других странах ребенка-велосипедиста до определенного возраста обязательно должен сопровождать совершеннолетний велосипедист. Впрочем, как и маленького ребенка-пешехода не слишком мудро отпускать на улицу одну. А в сопровождении взрослого - какие проблемы? Он и посмотрит, куда нужно и покажет, как правильно выполнять тот или иной маневр, и поможет в дороге, и висварить, как надо будет. Сошлюсь на собственный опыт. Я так со своим племянником ездил неоднократно. Никаких предпосылок к ДТП не было.

cycling_familyВ Дании к делу подошли радикально: ребенка до 6 лет должен сопровождать велосипедист менее пятнадцатилетнего возраста. После 6 она может ездить сама. Одна из найвелосипедниших стран мира, что говорить.

В Германии действует аналогичный подход, но возрастная норма несколько выше: 8 лет.

В Швейцарии ребенок дошкольного возраста должны находиться под присмотром взрослых, а школьник может ходить и ездить на велосипеде по улицам самостоятельно.

В других странах справедливо считается, что не только возраст может добавить ребенку ума и ответственности, а и обычное себе обучение. Дети и подростки, которые хотят ездить на велосипедах по улицам, должны прослушать соответствующий учебный курс, выдержать экзамены и иметь водительские права.

Children_studiing_cyclingА за нарушение ПДД могут быть этих прав лишены, причем эта мера полиция принимает гораздо чаще, чем в отношении взрослых водителей. Тоже правильно. Не понимаешь серьезности своего водительского положения - ходи пешком. А штрафовать фактически родителей за грехи их ребенка все же не очень справедливо. Этот подход исповедуют наши ближайшие соседи:

В Польше к сдаче тестов на знание ПДД и езды по дорогам допускают в 10 лет. В меньшем возрасте, пожалуй, то сложнее чем элементарные предписания типа «Красный свет - прохода нет» ребенок и не усвоит.

В Литве тест тоже разрешается сдавать в 10 лет, а от 12 можно ездить и без того.

В Эстонии так же, тест можно сдать в 10, но право ездить без документов приобретают только пятнадцатилетние граждане.

В Латвии объединили несколько подходов. Ребенок от 7 лет может ездить по дорогам в сопровождении взрослого и в защитном шлеме, а в 12 может составить на водительские права.

Ряд примеров доказывает: существующая в Украине возрастная норма - завышена и подлежит коррекции, как, кстати, и многие другие нормы национального законодательства, касающихся велосипедного транспорта.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
 


Наши партнёры:

Elarna.kz