Город Батуми на черноморском побережье Грузии со своими несколькими десятками километров велодорожек кажется таким себе велосипедным раем Кавказа: многокилометровые красные велодорожки вдоль побережья и в центре города, многочисленные пункты общественного проката велосипедов.
Это компактный город с комфортным для велосипедиста ландшафтом и климатом. Мэрия города Батуми начала активно развивать велосипедную инфраструктуру вместе с другими мега-проектами с целью превратить город в привлекательный и комфортабельный курорт.
Тем не менее, если внимательнее присмотреться к тому, каким образом развивается транспортная система и велоинфраструктура города, окажется, что еще многому необходимо научиться. Кажется, что городская власть постаралась и занималась качественным планированием работы и обращались за профессиональной консультацией. Некоторые презентации будущей велоинфраструктуры доказывают, что город имеет правильное видение. Действительно, местная администрация прилагает усилия, чтобы создать в центре города сеть велосипедных дорожек и велопарковок. Однако в дальнейшем развитии сети стоило бы больше внимания обращать на следующие факты:
Велосипедные дорожки, как правило, организовано за счет тротуаров. Таким образом, велосипедисты забирают иногда почти несуществующий пространство в пешеходов. В то же время, полосы автомобильного движения в большинстве случаев остаются достаточно широкими. Для города, планирует принимать большое количество туристов, это решение не является удобным ни для велосипедистов, ни для пешеходов.
В городах с низкой велосипедной культурой красный цвет велодорожек - это хороший способ напоминать для кого предназначен этот пространство. Однако, организация движения велосипедистов также быть и на перекрестках.
Велоинфраструктура в центре города. Непродуманная организация проезда велосипедистами перекрестков. Батуми, Грузия
Узкие улицы центра города очень просто превратить в общее пространство движения всех участников дорожного движения с приоритетом пешеходов и велосипедистов. Однако слишком неровная брусчатка на дорогах неудобна для велосипедистов и пешеходов.
Отсутствует (или ослабленный) контроль за соблюдением правил дорожного движения. В случае с пешеходами, движущихся велодорожками, есть надежда, что люди изменят свое поведение с появлением большего количества велосипедистов. А вот с припаркованными на велосипедных дорожках автомобилями велосипедисты мало что могут сделать. Безопасность дорожного движения в целом является проблемой в Батуми, однако не такой серьезной сравнению с грузинской столицей. Центром города каждые 50 метров установлены знаки ограничения скорости движения 40 км / ч, однако недостаточный контроль за соблюдением этих ограничений вместе с длинными прямыми участками дорог способствуют превышению водителями скорости.
В городе отсутствуют знаки «Велосипедная дорожка» и указатели для велосипедистов. Указатели с расстояниями до основных объектов или районов города были бы особенно полезны на велосипедной дорожке вдоль Нового Бульвара (бульвар длиной 17 км вдоль набережной Батуми).
По состоянию на январь 2013 город не проводило никаких кампаний популяризации велосипеда как повседневного транспорта. Особенно удивляет малое количество велосипедистов, если сравнить компактность города (менее 200 тыс. жителей) и относительно высокую стоимость проезда в общественном транспорте по сравнению с доходами жителей города. Сегодня велосипедисты в Батуми - это, преимущественно, рыбаки.
Тем не менее, масштаб и скорость преобразований города впечатляют. Свободная от мелкой торговли набережная и множество открытых публичных пространств поражают своим качеством.
Рассматривая шире перспективы развития велосипедного движения в Грузии, стоит отметить, что в стране отсутствует нормативная база для проектирования и строительства велосипедной инфраструктуры. Учитывая, что по крайней мере четыре города Грузии, в той или иной степени, развивают велосипедную инфраструктуру (Батуми, Кобулети, Кутаиси и Рустави), правительству стоит инициировать разработку стандартов строительства велоинфраструктуры. Учитывая тот факт, что грузинские города имеют все предпосылки стать дружественными для пешеходов и велосипедистов, хватает, пожалуй, одного определяющего компонента транспортной политики в государстве - готовности ставить на первое место интересы и безопасность пешеходов, детей, людей с ограниченными возможностями и велосипедистов при планировании городской среды.