Несмотря полное отсутствие велоинфраструктуры в Ужгороде, велосипедная культура прочно стоит ногах, вернее - на колесах.
Традиционные вечерние заезды Night Ride собирают все больше участников, предприниматели все реже отказываются обустраивать велопарковки у своих заведений, а мастерская "Ретро Байк" завалена заказами на реставрацию старых велосипедов на несколько месяцев вперед.
Идеологи вело движения, которые уже год пытаются сделать наш город bike-friendly, поделились тонкостями своего дела в ужгородских реалиях.
Вита Мунчак: "Мы начали в прошлом июле, не зная рынка и не имея представления о том,
насколько Ужгород к этому готов "
Часто спрашивают, почему мы выбрали именно ретро басни, есть старые велосипеды - по нашему мнению, они очень красивые, у них есть определенная романтика. Специфика городских велосипедов, то сети байков, в том, что они тоненькие колеса делает передвижение по городу легким и приятным. Однако, к ужгородским разрушенных тротуаров но не отремонтированных дорог они не адаптированы и часто портятся. Поэтому, мастерская по ремонту - это вынужденный шаг.
Вообще, первоочередная идея предусматривала открытие небольшого проката винтажных велосипедов и создание туристического вело маршрута городом. Туристы могли бы увидеть больше красивых улочек, а все городские пейзажи воспринимались бы совсем иначе. Сейчас, кроме проката и ремонта, мы реставрируем детские велосипеды и передаем их в детдома.
Лилия Сурьма: "У каждого старого велосипеда есть душа, есть свой характер,
мы к ним относимся как к живым существам и каждому даем имя "
Первые велосипеды мы нашли в Мукачево, их туда привезли из Бельгии. Довольно долго мы приводили их в порядок, отмывали, красили и ремонтировали. Поскольку особого опыта мы не имели, то выбирали интуитивно, руководствуясь внешним видом велосипедов, а не их техническим состоянием. Нам повезло, что большинство людей, которые к нам приходят - тоже визуалы, которые оценивают байк по таким же критериям.
Ездить на винтажных велосипедах стало модно, появилось много желающих приобрести себе ретро байк. Процесс выбора - мечта сталкера: обход всех базаров, комиссионных магазинов и поиски на чердаках. Сложно сказать, во сколько может обойтись сети байк, все зависит от его состояния: можно приобрести велосипед за 200 гривен, а затем вложить в реставрацию еще полторы тысячи.
Вита Мунчак: "Когда мы открыли прокат велосипедов было пятнадцать, сейчас - десять.
Люди немного покатаются, влюбляются в них и выкупают "
Пик сезона начинается в июне, ежедневно летом берут сети басни напрокат 5-7 человек, на выходных разбирают все, что есть. Впрочем, пока увеличивать вело парк мы не планируем - по десяти велосипедами не слишком сложно следить, а для экскурсий этого количества вполне хватает. Приятно, что накануне Night Ride спрос превышает предложение. Впрочем, печально, что городские чиновники нас не видят и не хотят слышать. К сожалению, сегодня нет человека в городском совете, который готов с нами коммуницировать и вести диалог. Желающих сотрудничать с вело-комьюнити форуме, мы периодически пытаемся писать какие-то обращения, ходим на круглые столы, озвучиваем предложения, но это никому не интересно.
Лилия Сурьма: "В мэрии нас слушали с прозрачными глазами и равнодушными лицами"
Мы ходили на заседание инициативной группы в горсовете, однако слушать те глупости было сложно. Нас уверяли, что согласно ГОСТу, ни улица в Ужгороде не может иметь вело дорожку. Это просто смешно, устарело и абсурдно - в Европе узкие улочки обустраиваются и никому это не мешает. Потом нам сказали, что можно сделать вело дорожку на том участке, где в течение часа проезжает сто пятьдесят велосипедистов. Мы не поленились, привлекли волонтеров, разработали специальные анкеты и начали подсчитывать. Во время вечерних заездов мы также раздаем участникам анкеты, в которых они указывают свои ежедневные маршруты и перечисляют улице, которыми пользуются чаще.
Наконец, мы определили популярные направления и высказали пожелание хотя бы частично их обустроить, мы предлагали выбрать объездные пути меньше улицам, чтобы не создавать нагрузку на центральные дороги. Однако, никакого движения от власти мы не наблюдаем - нам не хочется тратить все свое время на уговоры, жалобы и дискуссии с чиновниками, поэтому мы просто делаем то, что любим в этих реалиях.
Вита Мунчак: "Замок должен быть дороже велосипед"
Как люди, которые ежедневно имеют дело с велосипедами, можем уверенно констатировать, что не стоит недооценивать воров - не существует замка, который бы нельзя было срезать или открыть. В городе появляется много стильных и заметных байков, поэтому соблазн их воровать растет. Мы безгранично рады, что мода на велосипеды стала очевидной и для предпринимателей - владельцы кафе соглашаются обустраивать парковки возле учреждений. Это как и мелкое достижения, однако за несколько лет такая тенденция может перерасти в нечто большее.