Подготовка электрооборудования кроссовых мотоциклов

Подготовка советского мотоцикла к соревнованиям

Источником электрической энергии кроссового мотоцикла является магнето, а потребителем — система зажигания. Освещение на этих мотоциклах не применяется.

Все электрооборудование спортивного мотоцикла М-63  состоит из  магнето М-90  и  свечей зажигания.

Магнето представляет собой устройство, в котором создается ток низкого напряжения, этот ток преобразуется в ток высокого напряжения, который распределяется и подводится к свечам зажигания.

Благодаря своей простоте, надежности и отсутствию аккумулятора, система зажигания от магнето является наиболее удобной для кроссовых мотоциклов.

Для установки магнето на двигатель М-63-66 применяют специальную крышку, а также изменяют верхнюю часть картера, убирая прилив для крепления генератора. На рис. 28 изображена конструкция крепления магнето и детали его привода от распределительного вала.

Разбирают этот узел в следующем порядке: отвинчивают четыре гайки крепления, подают магнето назад в вынимают, выведя из зацепления соединительную муфту, которую затем также вынимают. Чтобы снять ведомую шестерню, откручивают винты, крепящие перед нюю крышку двигателя, и снимают ее. Далее удаляют стопорное кольцо привода магнето и спрессовывают с помощью съемника  саму  шестерню.   Снимают стопорное кольцо вала, а затем, зажав вал привода магнето в тиски и осторожно постукивая по крышке, выпрессо-вывают его вместе с подшипниками.

Рис. 28. Привод к магнето:
1 — магнето, 2 — гайка и шпилька крепления магнето; 3 — распределительный вал, 4 — передняя крышка, 5 — сапун; 6 — ведущая шестерня привода магнето, 7 — вал привода магнето; 8 — ведомая шестерня привода магнето; 9 — соединительная муфта привода магнето; 10 — ведомая шестерня привода распределительного вала, 11 — ведущая шестерня привода распределительного вала 12 — стопорное кольцо ведомой шестерни; 13 — стопорное кольцо   вала,   14  — подшипники


Эту операцию можно выполнить и по-другому: сняв кольцо вала, напрессовывают опять ведомую шестерню, фиксируют ее кольцом на валу и, зацепив шестерню съемником, выпрессовывают все вместе с подшипниками.

Подшипники снимают с вала в тисках. Поскольку заниматься этим приходится довольно часто из-за износа подшипников, целесообразно на передней крышке сделать отверстие к нарезать резьбу М10х1,25 для вворачивания болта, выпрессовывающего подшипник с валом. В рабочем состоянии в это отверстие вставляют заглушку.

Сборку узла привода и установку магнето производят в обратном порядке: напрессовывают на вал подшипники, размещают его в крышке и фиксируют стопорным кольцом, напрессовывают шестерню и фиксируют другим кольцом. Далее устанавливают крышку на двигатель, совмещая метки на ведущей и ведомой шестернях.

Для облегчения совмещения рисок на шестернях привода магнето верхнюю часть отмеченного риской зуба ведущей шестерни привода следует окрасить белой краской. Белой краской окрашивают также два соседних зуба, между которыми нанесена риска ведомой шестерни привода магнето, расположенной в передней крышке двигателя.

При установке передней крышки вставляют четыре винта в крышку, надевают прокладку. Вращая коленчатый вал за маховик, устанавливают окрашенный зуб шестерни привода магнето в верхнее положение. Сапун со смазанным солидолом задним торцом «наклеивают» на ведущую шестерню привода магнето, следя за тем, чтобы паз сапуна совместился с ведущим штифтом. Слегка надевают сапун на крышку, и ставят шестерню привода магнето в крышке так, чтобы окрашенный зуб на ведущей шестерне оказался между окрашенными зубьями на ведомой, наблюдая за установкой через отверстие для магнето в картере. Надвигают крышку и крепят ее винтами.

Рассмотренную операцию приходится проводить довольно часто, поскольку подшипники привода плохо смазываются и быстро выходят из строя. Перед сборкой подшипники набивают смазкой ЦИАТИМ-201 или «Литол».

Размещая магнето на собранном двигателе, площадку, на которой расположен прерыватель магнето, устанавливают в положение раннего зажигания. Левый цилиндр приводят « концу такта сжатия. При этом кулачок привода магнето на шестерне в передней крышке двигателя должен занять горизонтальное положение. Такому состоянию соответствует наличие искры в левом цилиндре. Вставив в левое гнездо магнето провод со свечой и резко вращая вал магнето, добиваются появления  электрической  искры.   При  этом прорези для муфты на валу магнето должны занять вертикальное положение.

Смазывают солидолом соединительную муфту и надевают ее на магнето. Совмещая паз на соединительной муфте с кулачкам на приводном валике, вставляют магнето на место и закрепляют. Далее устанавливается необходимый угол опережения зажигания. Чтобы в дальнейшем легче находить этот угол, на маховик наносят метки и в следующей последовательности устанавливают угол опережения зажигания:
в прерывателе создают зазор, равный 0,3—0,4 мм;
площадку прерывателя ставят в положение раннего зажигания;
провод молоточка отсоединяют от катушки магнето и включают в электрическую цепь, составленную из последовательно соединенных батарейки и лампочки (при замыкании контактов лампочка загорается);
устанавливают левый поршень в положение ВМТ и насекают одну метку на торце маховика, а другую над ней — на торце картера (рис. 29);

с помощью градуировочного диска или транспортира на торце маховика наносят еще одну метку, расположенную на 41F вперед по ходу вращения маховика;
поворачивают маховик назад и совмещают вторую метку на маховике с меткой на картере;
поворачивая магнето относительно шпилек крепления, добиваются начала размыкания контактов.

Рис. 29. Нанесение меток для установки зажигания:
1 — торец маховика; 2 — торец картера; 3 — упорный диск сцепления; 4 и 6 — метки на торце маховика; 5 — метка на торце картера

Установив опережение зажигания в левом цилиндре, аналогичным образом проверяют точность установки его в правом. Если угол опережения в правом цилиндре иной, чем в левом, его следует подогнать, подпиливая соответствующую сторону кулачка прерывателя.

При последующих установках магнето градуировочный диск не потребуется; необходимый угол будет определяться по меткам.

Чтобы проверять установку зажигания, не снимая двигатель с рамы, можно в картере с левой стороны просверлить отверстие и нанести соответствующие метки на маховик. Отверстие закрывают резиновой пробкой.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
 


Наши партнёры:

Elarna.kz