— легкие (до 175 см3) — мотоциклы производства Минского мотовелозавода и Ковровского завода им. В. А. Дегтярева;
— средние (до 350 см3) — Ижевского машиностроительного завода;
— тяжелые с колясками (500 см3 и выше) — Ирбитского и Киевского мотоциклетных заводов.
Мотоциклы классифицируют по назначению, типу двигателей и конструкции главной передачи.
По назначению мотоциклы подразделяются на три категории: дорожные (транспортные), спортивные и специального назначения— милицейские, пожарные, санитарные, торговые и др.
Мотоциклы каждой категории, кроме того, подразделяются на мотоциклы-одиночки и мотоциклы с прицепными боковыми колясками. К одиночкам относятся мотоциклы, рассчитанные на одного водителя, и мотоциклы, предназначенные для перевозки пассажира на заднем седле. Дорожные мотоциклы с боковыми прицепными колясками, в свою очередь, делятся на две группы:
— для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием;
— для эксплуатации по проселочным дорогам и бездорожью, то есть мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски.
ПО ТИПУ ДВИГАТЕЛЯ
мотоциклы классифицируются по принципу работы двигателя — на двух- и четырехтактные: по числу цилиндров — на одно- и многоцилиндровые. На большинстве современных мотоциклов с рабочим объемом двигателя от 250 см3 и выше применяются двухцилиндровые двигатели. Трех-, четырех- и шестицилиндровые двигатели являются исключением, их устанавливают преимущественно на гоночные мотоциклы.
Классификация мотоциклов по рабочему объему двигателя необходима для сравнительной оценки эксплуатационных качеств дорожных мотоциклов.
ПО ТИПУ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ
мотоциклы всех категорий делятся на мотоциклы с главной передачей в виде цепи и в виде карданного вала. На дорожных мотоциклах с рабочим объемом двигателя до 250 см3 обычно применяют цепную передачу, свыше 350 см3, — как цепную, так и карданную передачи. Примеры классификации мотоциклов:
1. Дорожный мотоцикл-одиночка с одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 125 см3 с цепной передачей. К данному классу относятся мотоциклы Минского мотовелозавода.
2. Дорожный мотоцикл с коляской с двухцилиндровым четырехтактным .двигателем с рабочим объемом 650 см3 с карданной передачей. Этому классу соответствуют тяжелые мотоциклы, выпускаемые Ирбитским и Киевским мотозаводами, за исключением мотоциклов «Днепр-12» с рабочим объемом двигателя 750 см; этот тип мотоциклов классифицируется по своей категории — класс 750 см3.