Хрустики на дорогах, или как живут киевские велосипедисты

Устав от хамства на дорогах и равнодушия городских властей, самостоятельно создают себе условия для езды по Киеву

Однажды журналисты упрекнули украинскому премьер-министру Николаю Азарову о великоват автопарк правительственных автомобилей, на что получили оскорбленную ответ: "Вы предложите доехать мне на велосипеде до Конча-Заспы?"

Зато глава Британского правительства Дэвид Кэмерон совсем не стесняется пользоваться двухколесным транспортом и не рискует пренебрежительно говорить о нем.

В Киеве велосипедистов пор воспринимают как чудаков и нередко в шутку называют "Хрустиков". Сами же они, устав от хамства на дорогах и равнодушия городских властей, самостоятельно создают себе условия для езды и популяризируют велодвижение.

"Велосипедистов сейчас стало значительно больше. На нынешнем велодня их собралось до семи тысяч, тогда как в прошлом году было где три-четыре тысячи ", - говорит 27-летний киевский предприниматель Егор Коляденко, который ежедневно ездит на работу на велосипеде примерно 20 километров с Троещины на Харьковский массив.

Жизнь на двух колесах

"Я значительно экономлю на городском транспорте и трачу вдвое меньше времени на подбор", - рассказывает Коляденко о преимуществах своего выбора.

Виктор Загреба, член совета Ассоциации велосипедистов Киева, говорит, что по статистике более половины всех поездок по городу осуществляются на расстояние до 5 км. "Пешком человек преодолевает этот путь через час, на автомобиле можно застрять в пробке, а вот на велосипеде гарантированно доедешь за 15-20 минут", - рассказывает Загреба Kyiv Post.

Ко времени, денег и свободы передвижения, которые имеют велосипедисты, можно добавить еще и отличную физическую форму. Люди, которые регулярно ездят на велосипеде, в среднем чувствуют себя на 10 лет моложе автолюбителей, утверждают врачи.

Однако, на этом преимущества для людей на велосипедах заканчиваются, а взамен появляется немалый риск попасть в аварию. В среднем за месяц в Киеве происходит по 7-10 серьезных ДТП с участием велосипедов, при этом последствия таких столкновений обычно ничтожны для автомобилей, однако нередко фатальные для двухколесных участников движения. Именно отсюда и происходит невеселая название "Хрустиков", которые дали автолюбители велосипедистам.

"Чаще всего ДТП, в которых погибают велосипедисты, происходили ночью с субботы на воскресенье, когда за рулем были пьяные водители", - рассказывает Загреба. Одновременно он поясняет, что риски велоаварий можно сократить до минимума, если четко разделить: машинам - дороги, пешеходам - ​​тротуары, а велосипедам - ​​велодорожки. Последние, к сожалению, в Киеве существуют в зачаточном состоянии.

От власти Киева - велосипедистам

Недавно открытая велопарковка на Прорезной. svidomo.org

Столичные власти утверждают, что работает не покладая рук над развитием велоинфраструктуры. "К 2012 году в Киеве будет действовать 17 веломаршрутов общей протяженностью 161 км, которые охватят 62 улицы города", - сообщили Kyiv Post в управлении транспорта и связи Киевской городской госадминистрации.

Однако, на сегодняшний велодорожек в Киеве всего два: на улице Здолбуновской, что на Позняках и на Владимирской горке в центре города. При этом первая из них построена силами КГГА, а вторая - самовольно начертанная на тротуаре активистами киевской ассоциации велосипедистов.

Коляденко рассказывает, что довольно часто пользуется второй велодорожкой, а ту, что на Позняках, никогда и не видел, так не ездит в этот отдаленный район.

Неудобным и поэтому ненужным называют велосипедисты и веломаршрут, который власти города хотят проложить на Проспекте победы. Участники велодвижения требуют не тратить и так небольшие средства на велоинфраструктуры (1 000 000 гривен на 2011 год) впустую. Зато они сами по себе планируют создать еще одну велодорожка, хотя пока не признаются, где именно.

Параллельно чиновники КГГА раздают поручение собственникам кафе, супермаркетов, магазинов создавать у своих заведений велопарковки. И результат имеют соответствующий: велопарковка на углу Прорезной и Пушкинской улиц, например, рассчитана всего на 4 велосипеды.

Велосипедисты протестуют под Администрацией президента. Фото сайта 24.ua

Однако, это не мешает городским властям рассказывать об успехах на этом фронте. В конце мая три из четырех велопарковок торжественно открыл в центре города председатель горгосадминистрации Александр Попов.

"Сегодняшнее мероприятие - это наша маленькая победа в решении данных проблем [создание велодорожек и велопарковок]", - сказал он, открывая парковку в парке Шевченко.

Загреба удивляется, почему власть пиарится на тех проектах, в реализации которых непричастна. "За последние годы многие бизнесы на деньги установили у себя велопарковки. Но это было не благодаря, а вопреки городским властям ", - говорит он.

Город другого поколения

В КГГА объясняют, плотно застроенный центр города трещит по швам от наличного количества машин, и его практически нереально перепроектировать еще и для нужд велосипедов. Зато зарубежный опыт свидетельствует, что сделать большой город сносным для жизни и езды можно изменив саму философию его развития.

Бороться с пробками, просто расширяя дороги, - это то же самое, что бороться с ожирением, регулярно ослабляя ремень "- Петр Куропатвинський, вице-президент Европейской федерации велосипедистов

"Бороться с заторами, просто расширяя дороги, - это то же самое, что бороться с ожирением, регулярно ослабляя ремень", - говорит Петр Куропатвинський, вице-президент Европейской федерации велосипедистов.

Богота, Колумбия. В воскресенье центральные улицы города закрыты для автомобилей, и на них блаженствуют велосипедисты. Фото сайта outpostbogota.com

В качестве примера для Киева польский эксперт приводит столицу Колумбии семимиллионного Боготу, которую еще в начале 90-х западные журналисты называли "худшим городом мира", а ныне - "велосипедной столицей Латинской Америки".

Благодаря стараниям харизматичного бывшего мэра города Энрике Пеналоса в этом мегаполисе преодолели транспортные заторы, создав гигантский метрополитен и обеспечив равные права для всех его жителей. «Человек с велосипедом за 30 долларов имеет такие же права, как и водитель с автомобилем за 30 тысяч», - одна из самых известных фраз колумбийского политика.

Человек с велосипедом за 30 долларов имеет такие же права, как и водитель с автомобилем за 30 тысяч »" - Энрике Пеналоса, экс-мэр города Богота, Колумбия

Хорошие возможности облегчить передвижение по Киеву несет в себе скоростной трамвай, - убежден Армин Ванер, немецкий советник по вопросам транспортной политики, ныне консультирует Львов, украинский город-лидер велодвижения. Другой рецепт от немецкого эксперта - упорядочивать движение, а не удовлетворять слепо требования исключительно владельцев частных автомобилей.

Куропатвинський, в свою очередь, утверждает, что в городах, где проживает много велосипедистов, и автомобилистам живется легче. "Ведь велосипедисты никогда не соревноваться с ними за место на парковке", - шутит он.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
Комментарии