Украинская этническая одежда. Немного истории

[image1]

В украинском крестьянском национальная одежда почти до XX в. сохранился распространен еще в Древней Руси вид поясной одежды, состоящий из несшита одного такого как дерги, фартук, обертка или из нескольких кусков ткани, прикрепленных на талии.

Бедренная повязка из куска ткани является тем прототипом, из которого развились различные виды поясной одежды.  Архаичные формы несшитой одно-или двоплатового поясной одежды, широко употреблялись на Приднепровье, Подолье, в западных областях, различаясь орнамент и украинская вишивкаально-колористическим оформлением, имели общие черты с румынским и молдавским «катринце», болгарский «престилкою. Это свидетельствует о давние корни этого вида одежды.

Слово «Дерге», которым называется один из бытующих в Украине XIX в. видов одноплатового распашной поясной одежды из толстого самодельного сукна, имеет несколько значений: это и толстая ткань, попоны, и полотнище шерстяной черной ткани, его носили пожилые женщины, это и покрывало, маленький ковер. Можно предположить, что этот вид одежды происходит из тех времен, когда кусок ткани выполнял функции и поясной одежды, и наплечного покрывала, и ковра.

Если в Украине прямоугольный кусок ткани получил распространение как поясная одежда, то у других народов, например балтских, он вплоть до XX в. имел назначение лишь наплечного покрывала. Бытующих в XIX - начале XX в. в южных русских полевая, а также украинская плахта, распространенная на Приднепровье, имели общение в художественном оформлении самодельной шерстяной ткани, в характере сшивания полотнищ, в способах ношения. Длительное бытование на значительной территории распашной поясной одежды из плотной шерстяной ткани объясняется стабильностью функций, которые он выполнял в соответствии с климатическим условиям Восточной Европы, а также характера трудовой деятельности.

Общим типом поясной одежды крестьян южнорусских губерний, а также жителей значительной территории Беларуси (равно как и западных и южных славян) была юбка - сшитый поясная одежда, который генетически связан с несшита. В Украине юбки имели значительное число локальных вариантов за счет разного качества и техники исполнения самодельной ткани, ее рисунка, колорита. Местные особенности сказывались и на названиях этого вида одежды.

Андарак и летник - юбки, которые бытовали на Украинском Полесье (Житомирская, север Киевщины) и были аналогичные белорусским. Они выполнялись из толстой шерстяной или полотняной ткани с рисунком в виде вертикальных полос ярких цветов на красном фоне или были суцильночервоного цвета с широкой полосой орнамент и украинская вышивка, национальная символика снизу.

В центральных районах Приднепровья, на Подолье в конце XIX - начале XX в. бедные женщины носили древние холщовые юбки, украшенные самодельной вибийки, так называемые дымки, малеванки, друкованици. На Львовщине шерстяная юбка с вертикальными яркими полосами и плотно заложенными мелкими собранием называлась цюрц. На Волыни и Ровенщине она выполнялась из белого полотна, закладывалась в мелкие сборы и снизу украшалась широкой полосой тканого красного орнамент и украинская вышивка, национальная символика. Юбка бойкивчанок - фартук - украшалась по низу вышивкой - цирк, напоминавшей полтавское резьбы; лемки гофрированную юбку (кабатив, платье) делали из яркой вибийчасти ткани.

На севере Киевщины и Черниговщины известна так называемая юбка наперсника. На нынешней Кировоградской такая юбка называлась шарафаном. Одежда подобного типа также распространен в Беларуси и близок к российскому сарафана на лямках. Вариант юбки наперсника в виде андарака с пришитой лифом вместе с орнамент и украинская вишивкаованою фото-кой-предшественницей имел общие черты с одеждой южных славян и непосредственно с болгарской «дрехою», которую также носили с орнаментом и украинской вишивкой «престилкою.

Сравнительно в широком распространении русской народной одежды штаны шаровары с сарафаном и отсутствие последнего в Украине (кроме сопредельных территорий) можно рассматривать как различные направления развития одного вида древней формы одежды. У россиян он пошел путем внедрения безрукавные долгого глухого (что одевался через голову) одежды типа сарафана, в Украине - трансформировался в различные виды распашной безрукавные нагрудной одежды, отличавшиеся формой, длиной, оформлением.

Эволюция нагрудной безрукавной украинской одежды начиналась также от глухих нерозпашних форм: примером могут служить западноукраинские куртка и камизеля. Безрукавки, которые приобрели более развитых форм, входили в комплекс убранства Среднего Приднепровья вместе с самодельной праздничной плахтой или повседневными запаской и дерги, а с развитием мануфактурного производства - с юбкой. Кер-сетки в XIX в. носили и россиянки (преимущественно в центральных и южных областях), однако не связывали их с определенным комплексом одежды.

Расширенный книзу клиньями крой получил развитие в верхней одежде восточнославянских народов, в частности украинского. Такие изделия выполнялись из самодельных, а тем из фабричных материалов (шу-шун, бурнусы, свита, керею. Этот крой приобрел особое распространение в плащопо-подобного одежде. Широко бытующее в Украине XIX в. плащоподибний одежда однотипного кроя (керею, зипун, Затула, плащ, бурка, свита из кобеняком) шили чаще одного или двух перегнуть на плечах полотнищ сукна, а по сторонам от проймы вниз вставляли два больших клинья. Застежек такая одежда не имел. В небольшой воротничка пришивался украшенный вышивкой капюшон (капюшон, затулок, Кобко, капюшон, богородица. Одежда подобного типа на Приднепровье называлась халат, на Левобережье преобладала название зипун (от цвета сукна, на Правобережье - плащ, по всей Украине - керею. Название епанча сохранилась в украинском реликтовом одежде, а именно на Подолье. Она имеет общеславянские корни и достигает термина «япончица, что упоминался в« Слове о полку Игореве ».

Одежду, близкую к украинскому балахону с валяного сукна с капюшоном, носили в XIX в. на Северном Кавказе пастухи и чабаны. В кабардинцев, адыгейцы, карачаевцев и балкарцев он назывался «гебенек», у осетин - «джебен», в Западной Грузии - «гвабана», в Абхазии - «агубанак», что может быть следствием давних украинских-кавказских связей. Аналогичный одежда случался у монголов - «хевнег», у персов - «кепенек», а также у венгров - «кьопеньег. Устойчивое бытование одежды, имеющий типологическое сходство у разных народов, говорит не только о взаимовлиянии их культур, но и о наиболее удачную соответствие формы одежды его функциональному назначению, что ценно и для современной практики.

Сегодня купить женскую одежду недорого можно в интернет магазине Luraline.ru

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
Комментарии