В прошлом году первому велосипеду, который был произведен на просторах СССР исполнилось 85 лет.
Первые образцы велосипедной конструкторской мысли были произведены на территории Украины. Некоторые из них и сейчас радуют своих владельцев безотказными механизмами и таким же безупречным качеством сборки. Что и говорить, раньше делали на века!
У любителей отечественной продукции до сих пор на слуху такие названия велосипедов, как «Аист», «Украина» и «Десна». Выпускать первые образцы велосипедов начали в Харькове, на известном Харьковском велозаводе. В то время запчасти для велосипедов покупались в Великобритании. Взаимопонимание достигалось не какими-то языковыми договоренностями с помощью бюро переводов, а в ход шло полновесное советское золото. Но уже в двадцатых годах прошлого века советскими конструкторами были созданы собственные модели велосипедов. На Харьковском велозаводе, в то время, выпускались как бюджетные модели (детские и взрослые), так и элитные спортивные, на которых неоднократно ставились мировые рекорды.
Первый советский велосипед – «Украина», на вид неказист, но одновременно «неубиваемый». Бывшие сотрудники лаборатории Харьковского завода по производству велосипедов сравнивают первый велосипед с танком. Никакое агентство переводов не сможет адекватно перевести восторг советских граждан, которые обладают этим чудом!
Разработкой конструкции советских велосипедов занимались видные спортсмены- велосипедисты, такие, например, как Илья Бергман. Они отвергали общепринятое понятие: «зачем изобретать велосипед» и конструировали собственные образцы, превосходящие западные аналоги по скоростным и эксплуатационным характеристикам. Так, велосипеды для олимпиады «Москва-80» до сих пор можно встретить на балконах ветеранов велосипедных гонок. Никакой перевод на немецкий был не нужен, для того чтобы произвести такой велосипед. «Тахион» выдержал проверку временем, хотя и стоимость такого велосипеда была сопоставима со стоимостью автомобиля – около четырех тысяч рублей. Это, что касается прошлого.
Сегодня обилие импортных велосипедов вызывает разочарованные вздохи любителей надежного советского велосипеда. Однако нашлись и такие, которые реставрируют старых «двухколесных». Они образовали даже собственную субкультуру - «крокодиловодов». Что касается выпуска новых отечественных велосипедов, то они постепенно прекращается, уступая место китайскому ширпотребу.