Водителю мотоцикла с коляской, а особенно мототуристу приходится ездить по дорогам различных типов, зачастую в холодную и дождливую погоду.
Наиболее простым кажется движение по асфальтированному шоссе, однако именно здесь и случается наибольшее число аварий. Связано это с большой интенсивностью движения на автомагистралях, а также с тем, что движение в хороших дорожных условиях, высокая скорость расслабляют водителя, притупляют у него чувство опасности. Поэтому при больших переходах следует через полтора-два часа делать остановки для отдыха.
Особенно внимательным нужно быть при смене погодных условий, например при начале дождя. В этом случае тормозной путь резко увеличивается, а водитель, привыкший к прежним дорожным условиям и не успевший быстро адаптироваться, может попасть в аварию. Вероятность аварии увеличивается в первые час-полтора после начала движения, пока водитель не привыкнет к движению, а также в конце дня из-за усталости.
Движение по дорогам регламентируется Правилами дорожного движения. Поэтому четкое, неукоснительное их выполнение является залогом успешной поездки
При движении на затяжном спуске применяют комбинированное торможение, тормозя нужно обеспечить запас хода для подъема, который начинается, как правило, после спуска. На подъеме не следует терять обороты двигателя, а своевременно переключаться на пониженную передачу.
Движение по проселочным дорогам, а тем более по пересеченной местности, существенно отличается от движения по шоссе Здесь водителю приходится иногда привставать на подножках, т. е. переходить в стойку, чтобы лучше видеть дорогу и обеспечить ногами дополнительную амортизацию. Демпфер при движении по пересеченной местности следует слегка затянуть.
Чтобы при движении в тяжелых дорожных условиях мотоцикл не забуксовал и не заглох посредине грязевого участка, двигатель должен работать на повышенных оборотах.
Проезжая по дорогам с глубокими колеями, оставленными другими видами транспорта, водитель должен выбирать свой путь так, чтобы избежать движения г излишним наклоном, как в сторону мотоцикла, так и в сторону коляски, что значительно перегружает ее колесо и создает возможность опрокидывания. В таких местах от водителя требуется особая внимательность и даже изобретательность в управлении мотоциклом. Желательно вести мотоцикл не по колее, а по межколейному пространству или обочине. Выезжать из глубокой колеи на межколейный участок можно только на одной из низших передач (первой или второй )с некоторой пробуксовкой сцепления. Переезжать через колею легче под прямым углом на первой передаче, не допуская пробуксовки сцепления.
Перед въездом на подъем резко прибавляют газ, а не доезжая до гребня, дроссельный золотник прикрывают, чтобы уменьшить скорость движения и избежать прыжка и сильного толчка задним и передним колесами. бчень крутые затяжные подъемы преодолевают зигзагом.
Преодолевая подъем, водитель либо сидит ближе к рулю (в передней посадке), либо привстает на подножках, тоже смещаясь к рулю (передняя стойка).
Если подъем преодолеть не удалось и мотоцикл остановился посредине, то следует спуститься вниз, развернув мотоцикл относительно колеса коляски, т. е. вправо. Разворот влево от коляски может привести к опрокидыванию мотоцикла.
На затяжных спусках средней крутизны можно включить вторую или третью лередачу. Выполнять спуск с выключенной передачей или сцеплением «и в коем случае не следует. При значительном ускорении на спуске применяют комбинированное торможение, выбирая соответствующую передачу. Пользоваться ручным тормозом на спуске нужно чрезвычайно осторожно, поскольку реакое торможение ручным тормозом может привести к опрокидыванию мотоцикла через ось переднего колеса.
При движении по песку демпфер умеренно затягивают. Водитель смещается на седле несколько назад, разгружая переднее колесо. Пассажиру целесообразно сесть сзади водителя, чтобы разгрузить колесо коляски.
Туристу иногда приходится переезжать ручьи или мелкие речушки. Подъезжая к броду, следует ориентироваться по гребешкам на поверхности воды, которые свидетельствуют о небольшой глубине под ними. По направлению этих гребешков и надо пересекать водную преграду, избегая захлестывания водой свечей. Повышенные обороты двигателя помогают избежать вынужденной остановки.
Повышенного внимания требует езда по горным дорогам. На горной дороге ни в коем случае не следует допускать движения с выжатым сцеплением и выключенной (передачей. Торможение производят только комбинированным способом. Перед прохождением закрытого поворота следует подать предупредительный сигнал. На остановках под колеса кладут камни. При подъеме на высоту мощность двигателя падает, поэтому надо переходить на пониженные передачи.