При подготовке кроссового мотоцикла М-63К к соревнованиям выполняют большие работы по регулировке и доводке узлов экипажной части.
К наиболее крупным переделкам относится изготовление длиннорычажной передней вилки (вместо телескопической) и облегченной коляски с пружинно-гидравлическим амортизатором. Мотоцикл с длиннорычажной передней вилкой более устойчив на неровностях и поворотах. Параметры вилки можно легко отрегулировать в зависимости от трассы.
Рис. 62. Длиннорычажная вилка, изготовленная на основе узлов вилки мотоцикла М-63.
; — верхний мостик, 2 — нижний мостик, 3 — перо вилки, 4 — удлинительная втулка, 5 — ось колеса, 6 — крыло, 7 — амортизатор, 8 — ось рычага, 9 — кронштейн крепления амортизатора; 10 — качающийся рычаг (маятник), 11 — проушины, 12 — ушки крепления амортизатора
По кинематической схеме рычажные вилки можно разделить на толкающие (ось качания рычагов расположена сзади оси колеса) и тянущие (ось качания рычагов находится впереди от колеса). В зависимости от конструкции качающихся рычагов как тянущие, так и толкающие вилки подразделяются на длиннорычажные и короткорычажные. У длиннорычажных вилок длина рычагов близка к величине радиуса колеса. Длина рычагов короткорычажной вилки значительно меньше радиуса колеса. Примером короткорычажной вилки является вилка мотоцикла К-750, а длиннорычажной — передние вилки отечественных мотороллеров. Подавляющее большинство спортсменов нашей страны используют толкающие длиннорычажные вилки.
Рассмотрим конструкцию длиннорычажной вилки (рис. 62). Два ее пера соединены нижним мостиком при помощи сварки. В этот мостик запрессован стержень, на который надевают верхний мостик при монтаже вилки на раму. В нижние концы перьев вставлены удлиняющие втулки, к которым приварены втулки для размещения подшипников осей качающегося рычага, а в средней части перьев под нижним мостиком приварены кран-штейны под амортизаторы.
Качающийся рычаг выполнен в виде единой изогнутой трубы, к которой приварены проушины для крепления осей и ушки для крепления оси колеса. Амортизаторы через резино-металлические шарниры крепят верхней втулкой к кронштейну пера вилки, а нижней — к ушкам качающегося рычага.
При изготовлении длиннорычажной вилки от унифицированной телескопической берут трубы перьев вилки, мостик рулевой колонки со стержнем траверса, затяжные гайки, детали крепления вилки в раме мотоцикла, наконечники перьев.
Дополнительно следует изготовить удлинители перьев, маятник, кронштейны и ушки, крепления амортизаторов, проушины крепления маятника, усилительные стяжки, узел крепления маятника. Перья вилки можно сделать из цельнотянутых труб, имеющих внешний диаметр 36 мм и толщину стенки 5—6 мм. При использовании хромансилевых труб толщина стенки может быть уменьшена. Усилительные стяжки делают из цельнотянутой трубы диаметром 20—22 мм с толщиной стенки 1—1,5 мм.
Рис. 63 Детали и узлы передней вилки:
а — маятник с вставками крепления оси б — ушко крепления амортизатора, в — проушина крепления маятника, г — распорная шайба между подшипниками и проушиной, д — обойма крепления подшипников, е — распорное кольцо между подшипниками, ж — развертка крепления кронштейна амортизатора, з — крепление удлинителя и обоймы к перу вилки, / — вставки для крещ-ения оси, 2 — места сварки, 3 — обойма, 4 — удлинитель, 5 — перо
Качающийся рычаг (маятник) изготовляют, пользуясь трубогибом, из цельнотянутой бесшовной трубы диаметром 32 мм с толщиной стенки 2,5—3 мм. Из наконечников перьев вилки М-63 делают вставки для крепления оси колеса. С этой целью наконечники протачивают на токарном станке. Проточенные вставки запрессовывают в торцы маятника и закрепляют сваркой. Из стали 20 (рис. 63) изготовляют две проушины для крепления маятника и два ушка крепления амортизатора, а также два кронштейна для крепления верхней втулки амортизатора.
Существуют различные варианты узла крепления маятника. В одном варианте маятник качается на шариковых подшипниках № 202, запрессованных по две штуки в обоймы, которые приваривают к удлинителям перьев. В другом варианте конструкция крепления маятника более проста. Маятник качается на резино-металлических втулках, в качестве которых используют укороченные резиновые сайлент-блоки заднего маятника ирбит-ского мотоцикла, т. е. узел решен так же, как узел заднего маятника.
Примерный порядок сборки вилки таков: в перья вилки (если применяются перья от М-63) вставляют удлинители и закрепляют сваркой Затем к удлинителям (или непосредственно к перьям), если они изготовлены из целой трубы, приваривают обоймы подшипников. На раму ставят и закрепляют в подшипниках нижний и верхний мостики, устанавливают перья вилки. В обойму крепления подшипников вставляют втулки, с помощью вспомогательной оси размещают отверстия соосно и закрепляют перья в мостиках вилки. Прогревая перья газовой горелкой, загибают их у основания нижнего мостика до тех пор, пока расстояние между осью подшипника маятника и осью крепления двигателя не составип 360 мм (см. рис. 62).
В торцах маятника размещают вставки крепления оси вместе с осью и приваривают. Затем устанавливают проушины относительно передней оси. После этого проушины крепят сваркой к маятнику. На правый рычаг маятника наваривают стальное полукольцо для крепления тормозного барабана. Устанавливают и приваривают усилительные стяжки, а затем ушки крепления амортизаторов по месту в соответствии с имеющимися амортизаторами. После окончательной сборки проверяют среднюю длину вылета которая должна составлять 40— 60 мм.
В качестве амортизаторов для такой вилки можно использовать любые гидравлические амортизаторы, имо-ющие ход 120—150 мм. Нужно только подобрать пружины соответствующей жесткости. Хорошие результаты дает применение амортизаторов от автомобилей «Москвич» и «Жигули» в соединении с пружинами от мотоцикла М-63.
Рассмотрим изготовление амортизаторов из передних амортизаторов автомобиля «Москвич».
Автомобильные амортизаторы разбирают, верхнюю часть поршня, к которой прижимаются пружинящие шайбы, притирают на плите, переделывают или изготавливают заново шток длиной 177 мм. После изготовления его обязательно хромируют и полируют, чтобы он не подвергался коррозии. Изготовляют также два верхних наконечника амортизатора (можно использовать детали этого узла от мотоцикла М 63) и четыре сухаря, а к корпусу приваривают опорную шайбу пружины, используемую от подвесок мотоцикла М-63.
Перед установкой протачивают на конус первые че-тыре-пять витков пружины. Проточенная пружина имеет переменную жесткость, в результате чего подвеска хорошо работает и на мелких неровностях дороги, и при прыжках.
Верхним кожухом самодельной подвески служит нижний кожух подвески мотоцикла М-63. Нижние кожухи на подвесках спортивных мотоциклов не ставят, чтобы избежать заклинивания подвески при смятии обоих кожухов. Для нижнего наконечника амортизатора используют от автомобиля «Москвич» резино-металличес-кие втулки, для верхнего — его рессорную втулку. Чтобы грязь и мелкие камни не попадали между штоком и сальником, применяют полиэтиленовую пленку, прорезиненный капрон и другой подобный материал, который наматывают в два-три слоя на собранную подвеску и закрепляют изолентой.
Находят применение также амортизаторы от автомобилей «Волга» и «Жигули», однако они требуют составной пружины, изготовленной из полутора пружин мотоцикла М-63.
Длиннорычажную переднюю вилку следует снабдить двухкулачковым тормозным барабаном от мотоцикла М-67, что позволит существенно улучшить динамику мотоцикла.
Заднее колесо имеет маятниковую подвеску, которую при подготовке к соревнованиям разбирают. К рычагам маятника приваривают дополнительные ребра жесткости толщиной 3 мм и шириной 12 мм (рис 64) Пластины можно сделать из автомобильных рессор или монтажных лопаток, применяемых для монтажа колес. Отверстия в маятнике для крепления главной передачи рассверливают до диаметра 10 мм. На мотоциклах для кросса целесообразно вместо резиновых сайлент-блоков установить резьбовые втулки (рис. 65), что значительно улучшит управление мотоциклом.
В настоящее время спортсмены применяют принципиально новый способ крепления заднего моста (рис. 66).
Рис 64 Усиленная маятниковая подвеска заднего колеса. 1 — втулка сайлент блока маятниковой вилки, 2 — распорная втулка; 3 — вилка нижнего наконечника амортизатора, 4 — болт крепления нижнего наконечника, 5 — маятниковая вилка задней подвески, 6 и 7 — резьбовая втулка в сборе, 8 — болт крепления маятниковой вилки 9 — стопорная шайба, 10, 11, 12 и 13 — Усилительные пластины, 14 — резиновая втулка, 15 — стоика рамы с пальцем, 16 — кожух пружины амортизатора
Рис. 65. Резьбовая втулка крепления маятника:
а — бронзовая втулка, запрессовываемая в маятник, 6 — стальной резьбовый палец
Рис 66. Крепление заднего моста
Рис 67. Крепление дополнительной задней тяги
1 — гребенка, 2 — проушина, 3 — плоская тяга
Рис. 68 Дополнительная тяга
Картер моста крепят к маятнику не шпильками, а с помощью специального рычага, для чего к картеру приваривают специальный выступ.
При разборке пружинно-гидравлического амортизатора подвески заднего колеса проверяют точность подгонки деталей и работу сальника, притирают на плите верхнюю плоскость поршня. Так как на мотоциклах для кросса коляска значительно легче, чем на дорожных, уменьшают силу сжатия пружины амортизатора. Для этого удаляют верхнюю регулировочную втулку, а нижнюю укорачивают. Жесткость подвески можно регулировать, подбирая толщину шайбы, на которую опирается пружина.
Правильность подбора подвески проверяют следующим образом: водитель садится на седло, колясочник стоит посредине коляски. При этом статический прогиб подвески (предварительное сжатие) должен составить 30—45% ее прогиба на полном ходу, т е. 24—36 мм. У подвески спортивного мотоцикла следует убрать нижний кожух.
Коляска спортивного мотоцикла должна быть легкой, удобной для колясочника, иметь хорошую амортизацию и обеспечивать устойчивость мотоцикла на поворотах. К сожалению, стандартные коляски не удовлетворяют этим условиям, поэтому спортсмену приходится их переделывать. При этом можно использовать основные узлы и детали от стандартной коляски мотоцикла М-63 или целиком изготовить новую коляску.
При облегчении стандартной коляски ее пол делают из дюралюминиевых листов с отверстиями или из металлической сетки. Диаметр проволоки сетки 4,5—5 мм. Чтобы задняя часть коляски не провисала, вводят дополнительную плоскую тягу (рис, 67 и 68). Верхнюю ее часть соединяют с рамой мотоцикла двумя болтами крепления крыла. Для крепления нижней части тяги к коляске приваривают проушину.
Переделанную коляску крепят к мотоциклу двумя шаровыми шарнирами и тремя тягами (тягу устанавливают по месту). К раме коляски приваривают стальные гребенки для удобства работы колясочника, зубья которых по мере износа затачивают.
Стандартное крыло укорачивают, от него отделяют стальную боковину и заменяют ее дюралюминиевой. Для крепления передней части крыла из трубы диаметром 22—25 мм предназначено металлическое полукольцо, которое служит также ручкой для колясочника. К нижней части полукольца приваривают болты крепления крыла.
Рукоятки-поручни, за которые держится колясочник, изготавливают из труб диаметром 20—22 мм и обматывают изоляционной лентой с текстильной основой.
Колесо для коляски имеет облегченную ступицу и длинные спицы (рис. 69). Готовую коляску окрашивают нитроэмалью.
Коляска для кросса с колесом размером 16" (рис.70) предназначена для экипажа, использующего современный стиль езды: при правых поворотах колясочник садится на специальное седло. В этом случае уравновешивающая сила действует по радиусу поворота, что уменьшает силы, препятствующие повороту, а также имеется возможность значительно смещать общий центр тяжести.
Коляска состоит из пространственной рамы, на которой размещается седло колясочника, выполняющее также функции щитка колеса коляски. Вверху раму к мотйциклу крепят тягами с регулировочными вилками, внизу — такими же вилочными соединениями, а не общепринятыми цанговыми шарнирами (рис. 71).
Колесо коляски качается на маятниковом рычаге и снабжено пружинно-гидравлическим амортизатором. Ось качания рычага подвески не перпендикулярна прямой, соединяющей колеса мотоцикла, а расположена под некоторым углом. Это сделано для улучшения устойчивости мотоцикла на поворотах.
Для изготовления коляски необходимо три отрезка трубы: первый длиной 1 м, диаметром 42—50 мм и толщиной стенки 2,5—3 мм, второй — длиной 5—6 м, диаметром 30—35 мм и толщиной стенки 2—2,5 мм, третий — • длиной 4—5 м, диаметром 20—24 мм и толщиной стенки 2 мм. Трубы обязательно должны быть цельнотянутые, бесшовные, из конструкционных сталей (сталь 35 или 45). Наиболее легкая коляска получается из хро-мансилевых труб (ЗОХГСА). Для сварки конструкций из стали ЗОХГСА применяют специальные электроды, а де-талл подвергают последующей термообработке.
Процесс изготовления начинается с нарезания заголовок, их подгонки друг к другу и сварки рамы. В концы труб вваривают вильчатые (ог старых тяг) наконечники для крепления рамы к мотоциклу. Втулку на раме мотоцикла, предназначенную для крепления задней тяги, переносят в другое место. Приваривают нижний кронштейн крепления рамы коляски.
Шар переднего цангового крепления обрабатывают напильником и в нем сверлят отверстие диаметром 10мм для крепления передней части основания коляски. Подобная конструкция крепления коляски позволяет регулировать только развал, а величину схождения колес мотоцикла и коляски устанавливают при изготовлении коляски и в процессе эксплуатации не меняют.
После того как на раме мотоцикла подготовлены места крепления, коляску крепят к установленному на колесах мотоциклу и подгоняют заготовки передней и средней тяг. К мотоциклу вилки тяг крепят болтами, а к раме коляски приваривают.
Следующий этап — изготовление узла подвески (рис. 72). Маятник сваривают из четырех трубчатых заготовок (рис. 73).
От колеса кроссового мотоцикла ИЖ используют ось крепления маятника, подшипник № 202 и распорные втулки, но дополнительно изготовляют распорные колечки.
После изготовления деталей в предварительно развернутую разверткой диаметром 25 мм втулку маятника запрессовывают ось колеса, затем подшипники с распорной втулкой.
Чтобы облегчить конструкцию, снизить общий центр тяжести и создать условия для уравновешивания коляски непосредственно по радиусу поворота, для коляски используют колесо размером 16". Обод этого колеса берут от мотоцикла «Ява» или К-175, спицы и ниппели — от колес кроссового мотоцикла ИЖ, ступицу вытачивают на токарном стайке из стали 45. В ступицу запрессовывают (см. рис. 69) два подшипника № 205 с распорной втулкой между ними. После того как изготовлены и собраны колесо и маятник, можно приваривать ушки крепления маятника. Для этого сначала насаживают колесо на ось, затем вставляют ось маятника и надевают ушки крепления маятника, потом «выставляют» коляску по высоте так, чтобы задняя труба была параллельна опоре.
После этого устанавливают схождение, колес коляски и мотоцикла (оно такое же, как и на дорожных), делают нулевой развал и, зафиксировав в этом положении колесо, приваривают ушки креплений маятника, подогнав их по месту.
Ось качания маятника, как отмечалось выше, расположена под углом к продольной плоскости мотоцикла, поэтому при наезде на неровность колесо мотоцикла движется не вверх-вниз, а по сложной кривой, вызывая изменения угла схождения колес мотоцикла и коляски, что улучшает устойчивость мотоцикла, особенно на левых поворотах.
Опору седла колясочника сваривают из трех заготовок. Основание седла делают из алюминиевого листа толщиной 2—2,5 мм, упругую подушку — из ревертекса, латекса или поролона. Подушку обтягивают материалом из полимерного волокна или подобным ему, колесо коляски закрывают алюминиевым щитком.
[image11]
[image12]
Рис. 74. Тормоз коляски для колеса
[image13]
Рис. 75. Ручка для колясочника
Колесо коляски мотоцикла для многодневных соревнований целесообразно оборудовать тормозом. Для этого на оси коляски монтируют диск переднего тормоза от мотоцикла М-63 с обрезанным приливом ступицы. Пра-лив обрезают на токарном станке так, чтобы высота диска была равна 35 мм. Чтобы диск не провертывался вокруг оси, его положение фиксируют с помощью приваренного на рычаге подвески металлического полукольца так, как это сделано на рычаге передней вилки.
Тормозной диск устанавливают на ось колеса коляски так, чтобы тормозной рычаг был наверху, а конец оси тормозных колодок находился под осью колеса. Тормоз (рис. 74) приводят в действие гибким тросом, соединенным или с тормозной педалью, или с рукояткой, укрепленной в коляске и приводимой в действие колясочником. Если тормоз отрегулирован правильно, то в момент торможения мотоцикл не должно уводить ни вправо, на влево.
Рама, колеса, механизмы управления спортивного мотоцикла, кроссового мотоцикла заводского изготовления не отличаются от рамы дорожных машин М-63. Для кроссового мотоцикла можно использовать и раму от мотоцикла К-750. Такая рама несколько длиннее, чем рама мотоцикла М-63, поэтому машина становится более устойчивой на прямых, но менее маневренной. Посадочные места и места крепления основных узлов на рамах, переднюю вилку и задний мост от мотоцикла М-63 можно устанавливать и на раму мотоцикла К-750. Чтобы увеличить ход колеса и улучшить условия работы задней подвески, кронштейны крепления и амортизаторов, расплющенные на раме, переносят вперед так, чтобы подвеска была расположена под некоторым острым углом к маятнику. Для крепления перенесенных кронштейнов на раму приваривают специальные укосины.
Заднее крыло опускают на 15—20 мм и обрезают сзади на 150 мм. Если имеется возможность, следует изготовить алюминиевое или пластиковое крыло.
Резиновое седло мотоциклов М-63 заменяют седлом-подушкой от кроссовых мотоциклов ИЖ или «Ковро-вец». Седло устанавливают таким образом, чтобы задняя часть его плавно переходила в крыло. Длина подушки подбирается индивидуально в зависимости от величины оттяжки водителя в крайнее заднее положение. Седло лучше располагать как можно ниже.
Небольшое седло колясочника нередко представляет собой просто кусок поролона, наклеенный на крыло. На это седло колясочник выходит на левых поворотах. С левой стороны заднего крыла крепят ручку для колясочника (рис. 75), а на левое перо маятника вблизи оси — небольшую подножку для выхода колясочника при очень крутых левых поворотах и загрузке заднего колеса на скользких трассах.
В кроссовых мотоциклах применяют колеса с ободьями размером 19". Заднее колесо может иметь обод и размером 18". У мотоцикла для многоборья колеса всегда одинакового размера.
Ступицы переднего и заднего колес стандартные — от мотоциклов М-63 или К-650. Чтобы покрышка на ободе не проворачивалась, с его внутренней стороны делают насечку зубилом или наваривают шипы. Можно установить также специальный зажим (рис. 76), который обматывают изоляционной лентой.
[image14]
Покрышки подбирают в зависимости от трассы и грунта.
Хорошие результаты дает установка покрышек 3,50 X Х19Л191 — на переднее колесо и 3,75 Х19Л191— на заднее. На колесо коляски размером 16" устанавливают дорожные покрышки от мотоцикла «Ков-ровец». В заднем колесе давление поддерживают равным 0,9 — 1,8 ат, а в переднем и колесе коляски •— 1—1,8 ат (в зависимости от условий соревнования).
Обод заднего колеса мотоцикла, предназначенного для соревнований, следует усилить. Для этого на него с двух сторон наваривают стальные кольца шириной 10—15 мм и толщиной 2,5—3 мм. При отсутствии колец по окружностир„с 75. Зажим для покрышки обода сваркой крепят кольца из проволоки диаметром 5—6 мм. Сварку ведут отдельными участками, не допуская коробления обода. После сварки колесо балансируют.
Нижние головки длинных спиц зажимают болтами М-6, которые для этой цели вставляют в отверстие ступицы. Под головки болтов и гайки подкладывают шайбы.
Стандартный руль в сочетании с седлом-подушкой оказывается низким для спортивного мотоцикла, поэтому изготовляют и подгоняют новый индивидуально для каждого гонщика. Средняя ширина руля по концам ручек для мотоцикла с коляской составляет 800—900 мм, а высоту подбирают так, чтобы при нормальной посадке предплечья находились примерно в горизонтальной плоскости.
На спортивных мотоциклах лучше применять руль без перемычки, изготовленный из цельнотянутой трубы. 24X3 мм.
Сначала делают шаблон из проволоки и подгоняют его по водителю, затем по шаблону сгибают руль.
На руль устанавливают резиновые ручки. Ручку газа можно оставить от дорожных мотоциклов, например, двухтросовую короткоходную ручку от мотоцикла ИЖ-П. На стандартную ручку газа устанавливают снизу ( под пальцами) и приматывают изоляционной лентой с хлопчато-бумажной основой деревянную палочку диаметром 6—7 мм и длиной во всю ручку. Это приспособление позволяет точнее регулировать подачу газа.
На концах рычагов сцепления и ручного тормоза обязательно наваривают шарики диаметром 20—25 мм.
Тросы управления подготавливают так же, как для дорожных мотоциклов. Их необходимо регулярно промывать и смазывать летом веретенным маслом, а зимой тормозной жидкостью.
Свободный ход троса газа должен составлять 1— 1,5 мм, троса сцепления — 4—5 мм, троса переднего тормоза — 6—8 мм.
Подножки желательно сместить несколько назад, при этом переделать педаль стартера. На подножки педали тормоза и переключатели передач наваривают пластины с нарезанными на них зубьями.