Подготовка электрооборудования дорожных мотоциклов

Подготовка советского мотоцикла к соревнованиям

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА
Электрооборудование тяжелых мотоциклов состоит из источников и потребителей электроэнергии, а также вспомогательной аппаратуры. Электрооборудование подразделяют на две группы в зависимости от типа источников энергии — динамо-батарейное и использующее магнето. В дорожных мотоциклах и мотоциклах некоторых типов, предназначенных для многодневных соревнований, применяется динамо-батарейное оборудование, в кроссовых — магнето

К источникам электрической энергии в этой системе относятся аккумуляторная батарея и генератор постоянного тока с реле-регулятором.

Потребителями являются приборы освещения (фара, габаритные фонари), сигнализации (электрический сигнал) и зажигания (катушка зажигания, прерыватель, свечи).

Электрическая сеть тяжелых мотоциклов выполнена по однопроводной системе, т. е. от источников энергии к потребителям подведено по одному проводу от аккумуляторной батареи и генератора, а другим проводом служат различные металлические части мотоцикла, в частности рама.

В дорожных мотоциклах различных моделей и построенных на их основе мотоциклах, предназначенных для многодневных соревнований, используются системы электрооборудования, рассчитанные на напряжение 6 или 12 В.

Мотоциклы М-63, М-66, К-750 М, К-650, МТ-9 имеют 6-вольтовую систему зажигания с генератором постоянного тока Г-414 мощностью 65 Вт и аккумуляторной батареей ЗМТ-12.
В мотоциклах МТ-10 и М-67 применяется более современное 12-вольтовое зажигание с генератором переменного тока Г-424 мощностью 150 Вт и аккумуляторной батареей МТС-9 (или спаренными аккумуляторами ЗМТ-6).

При подготовке электрооборудования дорожного мотоцикла к пробегу следует проверить визуально проводку, пользуясь схемами электрооборудования мотоциклов К-750М, К-650 (рис. 23), М-63-66 (рис. 24), М-67, МТ-10 (рис. 25). Следует обратить внимание на то, чтобы вся проводка была прикреплена к мотоциклу и нигде не соприкасалась с вращающимися частями, проверить надежность контактных соединений и отсутствие замыканий на корпус.

В схему электрооборудования мотоцикла, используемого в мотопробегах, целесообразно ввести розетку для переносной лампы. Как это сделать, показано на схеме электрооборудования мотоциклов К-750М, К-650 (см. рис. 23).

Розетка устанавливается в коляске мотоцикла.

Аккумуляторную батарею следует поместить в целлофановый мешок во избежание расплескивания электролита. Перед поездкой желательно сделать цикл заряд-разряд батареи и снова зарядить ее. По результатам такого цикла легко определить исправность батареи и степень ее износа.

Степень заряженности батареи проверяют нагрузочной вилкой, а при ее отсутствии — включением света фар. Если на малых оборотах двигателя (когда лампа получает питание от аккумуляторной батареи) свет фары слабый, а с увеличением оборотов двигателя (т. е. при переходе к питанию от генератора) свет фары резко увеличивается, значит, батарея разряжена.

При подготовке генератора постоянного тока Г-414 проверяют состояние пружин, щеток и коллектора генератора. С этой целью снимают защитную ленту, проверяют перемещение щетки в держателе и износ.

Щетки не должны иметь износа по высоте более чем на '/4 от первоначальной длины. При замене новые щетки предварительно притирают стеклянной шкуркой по дуге коллектора (рис. 26). Коллектор при наличии износа прошлифовывают шкуркой, после чего с помощью ножовочного полотна прочищают пазы между ламелями коллектора и углубляют их на 0,5—0,1 мм.

Загрязненный и замасленный коллектор промывают чистым бензином.

Для замены смазки в подшипнике генератора, расположенном со стороны коллектора, необходимо предварительно снять крышку подшипника.

В заключение регулируют зазор между зубьями шестерен привода генератора. Для этого ослабляют болт стяжной ленты, запускают двигатель и, поскольку вал якоря генератора расположен эксцентрично по отношению к его корпусу, то, поворачивая генератор за корпус, устанавливают такой зазор между шестернями, при котором они работают бесшумно. Затем стяжную ленту закрепляют.

Подготовку генератора переменного тока Г-424 производят так же. Следует только иметь в виду, что контактные кольца генератора изнашиваются очень мало, и щетки обеспечивают весь период работы генератора.

При неисправностях реле-регулятора его следует заменить новым.

Замасленные контакты прерывателя промывают чистым бензином. Если контакты сильно пригорели, их зачищают плоским тонким надфилем.

Зазор при полном расхождении контактов должен иметь величину 0,4—0,6 мм. Для установки зазора коленчатый вал проворачивают педалью пускового механизма до полного расхождения контактов прерывателя. Затем ослабляют стопорный винт и отверткой поворачивают эксцентричный винт до получения зазора необходимой величины. Проворачивая далее коленчатый вал, определяют величину зазора для другого цилиндра.

 

Рис. 23. Схема электрооборудования мотоциклов К-750М и К-650:
/ — лампа ближнего и дальнего света А6—32+32; 2 — ключ; 3 — предохранитель; 4 — фа^а ФГ-116, 5 — центральный переключатель; б — провод, подключаемый на массу; 7 — провод высокого напряжения; 8 — наконечник свечи; 9 — свеча зажигания А8У; 10 — провод высокого напряжения; // — катушка зажигания Б2Б; 12 — габаритная лампа; 13 — передний фонарь коляски ПФ-200; 14 — звуковой сигнал С-37А; 15 — провод переднего фонаря коляски; /5 — соединитель проводов; 17 — задний фонарь ФП-220; й" — лампа «стоп» Аб-15 сигнала торможения; 19 — габаритная лампа заднего фонаря А6-3; 20 — провод фонаря коляски; 21 — провод лампы выключателя сигнала торможения; 22 — провод к лампе освещения номерного знака; 23 — датчик стоп-сигнала; 24 — реле-регулятор РР-302; 25 — генератор постоянного тока Г-414; 26 — переносная лампа ПЛТМ; 27 — розетка 47К; 28 — провод к розетке; 29 — провод аккумулятор—масса; 30 — аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 31 — прерыватель-распределитель ПМ-С5, 32 — кнопка сигнала; 33 — провод сигнала; 34 — ма-нетка опережения зажигания; 35 — лампа подсветки спидометра; 36 — контрольная лампа включения генератора Аб-0,25; 37 — трос переключения света, — переключатель дальнего и ближнего света; 39 — лампа стояночного света А6-2. Расцветка проводов: / — белый; // — желтый; /// — голубой; IV — черный,   V — серый;   VI — красный

Рис. 24. Схема электрооборудования мотоцикла М-63-66:
/ — передний фонарь коляски, 2 — задний фонарь коляски; з — задний указатель правого поворота, 4 — задний указатель левого поворота; 5 — задний фонарь мотоцикла; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — фара о центральным переключателем; 8 — переключатель указателей поворота. 9 — передний указатель правого поворота; 10 — генератор; // — реле-регулятор; 12 — датчик стоп-сигнала; 13 — передний указатель левого поворота; 14 — переключатель света с кнопкой сигнала; '5 — сигнал; 16 — катушка зажигания; 17 — прерыватель с автомагом опережения зажига-н„д; 18 — провод высокого напряжения; 19 — запальная свеча; 20 — реле указателей поворота. Расцветка проводов; / _ оранжевый; 11 — белый; /// — фиолетовый; IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый;    VIII — голубой

Рис. 25. Схема электрооборудования мотоциклов «Днепр» МТ-Ю(А) и «Урал» М.-67 (б):
/• — фонарь левого указателя поворота; 2 — лампа А12-21; 3 — фара; 4 — лампа АІ2-4 габаритного и стояночного света; ^ — лампа А12-45-40 даль-пего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен); 7 — спидометр; ^ — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; // — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; /5 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 — прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски; 22 — лампа А12-21 габаритного свеа и сигнала тормоза на коляске; 23 — блок предохранителей; 24 — генератор; 25 — сигнал; 26 — реле-регулятор; 27 — выключатель сигнала торможения; 28 — включатель; 29 — аккумуляторная батарея, 30 — прерыватель; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — наконечник свечи; 34 — свеча зажигания; 35 — задний фонарь коляски; 36 — фонарь мотоцикла; 37 — лампа А12-15 сигнала торможения; 38 — лампа А12-3 габаритного света и освещения номерного знака Расцветка проводов: / — оранжевый; // — белый; /// — фиолетовый' IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый; VIII — голубой; IX — черный; X — серый

Если выступы кулачка сработаны неодинаково, то зазор регулируют по наименьшей величине выступа.

После того как зазор отрегулирован, стопорный винт закрепляют. Далее следует, пользуясь заводской инст-никцией, установить необходимое опережение зажигания.

Во время дождливой погоды вода от переднего колеса при езде с большой скоростью попадает под колпачок провода высокого напряжения и тогда возникают перебои в работе двигателя. Поэтому свечи необходимо герметизировать. При одном из способов герметизации (рис. 27) используют резиновую шайбу, плотно надевающуюся на изолятор свечи и входящую внутрь колпачка. Другой способ защиты от воды будет описан ниже.

Для дорожных мотоциклов применяют свечи зажигания, рекомендованные заводской инструкцией.

При сбоях в работе электрооборудования причину неисправности можно ориентировочно определить, пользуясь табл. 6 неисправностей дорожных мотоциклов.

Share
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
 


Наши партнёры:

Elarna.kz