СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Система питания обеспечивает образование и подачу рабочей смеси в цилиндры. В ее состав входят топливный бак, трехходовый кран, карбюраторы, воздушный фильтр, воздухо - и топливопроводы.
Перед дальней дорогой тщательно промывают и прочищают все узлы системы подачи топлива: бензобак, бензокраник, отстойник, топливопроводящие трубки и карбюраторы. На бензокраник ставят дополнительный защитный фильтр из мелкой медной, латунной или бронзовой сетки, например, № 063—0,25 (ГОСТ 3826—47). Для этого вырезают две заготовки (рис. 31), края которых лудят на ширину 1,5—2 мм. Затем отворачивают трубку диаметром 8 мм и к одному ее торцу припаивают донышко. После этого к корпусу крана медной проволокой крепят дополнительный фильтр.
Рис. 31. Дополнительный защитный фильтр:
а — заготовка, б — место крепления его на экране (показано стрелкой)
Когда отверстие в пробке бензобака загрязняется, подача топлива в карбюратор прекращается. Чтобы этого избежать, отверстие немного увеличивают и вставляют в него шплинт, препятствующий засорению отверстия.
Концы бензошлангов, надеваемые на штуцеры, со временем разбухают и начинают пропускать бензин. Поэтому их периодически укорачивают на 10 мм или заменяют новыми.
Важнейшим и наиболее сложным узлом системы питания является карбюратор. На тяжелые мотоциклы первых выпусков ставили карбюраторы К-37 и К-38. Эти карбюраторы в общем удовлетворяли требованиям конструкции двигателей, однако обладали невосстанав-ливаемым износом золотника и плохо поддавались регулировкам. В настоящее время на двигатели тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов устанавливают карбюраторы К-301, К-302 и их модификации. Карбюраторы этих типов специально предназначены для тяжелых мотоциклов и выполнены по одной конструктивной схеме с отдельной системой холостого хода и плоским дроссельным золотником. По мере износа золотника специальная пружина обеспечивает плотное прилегание его к стенкам дроссельного колодца.
Карбюраторы К-301 и К-302 отличаются друг от друга тем, что ось дроссельного колодца у К-301 расположена под углом 15° по отношению к оси поплавковой камеры, а у К-302 эти оси параллельны.
Карбюратор К-302 (рис, 32) имеет пусковое устройство, в состав которого входит утопитель поплавка на крышке поплавковой камеры, и устройство, обеспечивающее работу на малых оборотах и холостом ходу и состоящее из жиклера холостого хода, воздушного канала, винта качества (для регулировки смеси на малых оборотах и холостом ходу) и винта количества, обеспечивающего глубину опускания дросселя.
Главное дозирующее устройство состоит из главного жиклера и распылителя с конусной иглой.
Работа карбюратора заключается в образовании смеси бензина и воздуха, Производя регулировку карбюраторов, устанавливают минимальную частоту вращения двигателя на холостом ходу и синхронизируют их работу в режиме средних оборотов.
Перед началом регулировки карбюраторов проверяют и, если необходимо, устанавливают величины зазоров между электродами свечей зажигания (0,4—0,5 мм), между контактами прерывателя (0,4—0,6 мм), а также в клапанном механизме.
Поставив иглы в дросселях обоих карбюраторов на одинаковые деления, прогревают двигатель до нормальной рабочей температуры.
Регулируя работу двигателя на холостых оборотах, завертывают штуцера на головках смесительных камер, оставляя 1—2 мм свободного хода троса, а затем снимают провод со свечи одного из цилиндров и замыкают его на массу. Винт качества затягивают до упора, а наклонным винтом количества поднимают дроссель в целях создания устойчивых оборотов. Вывинчивая горизонтальный винт качества, добиваются увеличения оборотов, затем винтом количества опять уменьшают обороты. Повторив это несколько раз, получают минимально устойчивые обороты на одном цилиндре, после чего слегка обогащают смесь, ввернув винт качества на 3/4 оборота и подняв обороты винтом количества до минимально устойчивых. Аналогично регулируют и второй цилиндр.
Перед началом регулировки следует несколько раз «прогазовать», чтобы просушить свечу.
Окончив раздельную регулировку, надевают провода на свечи обоих цилиндров. При этом частота вращения несколько увеличивается и ее снижают с помощью винтов количества, а затем добиваются синхронности работы обоих цилиндров Для этого, плавно прибавляя обороты, замечают на слух или подставив руку к выхлопной трубе, какой из цилиндров начинает работать раньше.
Регулировку удобнее проводить вдвоем: один регулирует подачу газа, другой проверяет работу цилиндров. При этом рекомендуется уменьшать обороты в том цилиндре, который начинает работать раньше.
Окончив эту регулировку, производят ее корректировку в режиме средних оборотов. Один из регулирующих, сидя за рулем, дает «средний газ» и фиксирует ручку газа в этом положении. Второй, надев резиновые перчатки и стоя на резиновом коврике, поочередно быстро снимает колпачки со свечей и прослушивает работу каждого цилиндра. Как правило, достаточно незначительной дополнительной регулировки. Если требуется большая регулировка, значит, неодинаковы карбюраторы или имеется неисправность в системе газораспределения.
Рис. 32. Карбюратор К-302 (К-301Б):
1 — корпус карбюратора; 2 — ограничитель подъема дросселя; 3 — крышка карбюратора; 4 — направляющая троса; 5 — штуцер; б — пружина дросселя; 7 — распорная пружина дросселя; 8 — утолитель; 9 — крышка поплавковой камеры; 10 — запорная игла карбюратора; 11 — поплавок карбюратора; 12 — корпус поплавковой камеры; 13 — воздушный канал жиклера малых оборотов; 14 — воздушный канал распылителя; 15 — жиклер малых оборотов; 16 — упорный винт дросселя; 17 — распылитель; 18 — винт регулировки смеси на малых оборотах; 19 — игла дросселя; 20 — замок иглы дросселя; 21 — щека дросселя; 22 — корпус дросселя; 23 — топливный фильтр; 24 — главный топливный канал; 25 — главный жиклер; 26 — распыливающее отверстие жиклера малых оборотов; 27 — пробка с сетчатым фильтром
Синхронизируют работу карбюраторов, ориентируясь на показатели спидометра. В этом случае мотоцикл устанавливают на подставку и запускают двигатель. Затем, сняв колпачок с одной из свечей, доводят показания спидометра до 50 км/ч. Попеременно включая один цилиндр и выключая другой и регулируя длину оболочки тросов с помощью штуцеров, добиваются оди-иаюовых показаний спидометра.
По окончании регулировки, штуцера необходимо законтрить. После всех регулировок между концами обмотки троса и поверхностью штуцера при полностью опущенном золотнике должен оставаться зазор, равный 2—3 мм.
Работа карбюратора ,на средних оборотах зависит от положения дозирующей иглы в канале распылителя главного жиклера. Поэтому карбюратор регулируют, меняя положение дозирующей иглы. Опуская иглу, смесь обедняют, поднимая — обогащают.
Проверить правильность регулировки на средних оборотах можно по приемистости (способности быстро набирать обороты) двигателя. С этой целью резко открывают дроссель и наблюдают, как быстро двигатель набирает обороты. Если возникают хлопки в карбюраторе или двигатель останавливается, значит, смесь слишком бедна и ее обогащают, поднимая иглу 'на одну-две проточки.
Если хлопков в карбюраторе нет и двигатель на:б'ирает обороты медленно, рабочую смесь надо обеднить, опустив иглу на одну-две канавки.
Качество рабочей смеси лепко определить по цвету нижнего изолятора при правильно подобранной свече. Черный нагар на нем свидетельствует о слишком богатой смеси, а светлый его цвет — о том, что смесь слишком обеднена. При нормалыном составе топливной смеси электроды и изолятор свечей имеют коричневый цвет.
Воздушный фильтр служит для очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор. Перед дальней поездкой и после пробега, равного 1000 км летом и 2000 км зимой, фильтр промывают и заправляют свежим маслом.
В систему выпуска отработавших газов входят выхлопные трубы с глушителями. Специального ухода эта система не требует.